Избранное

Календарь знаменательных дат Русского Музыкального Издательства ООО «АрменМерангулянОпера»

9 июля День рождения матери композитора Армена Мерангуляна - Ларисы Андраниковны Киракосян. Лариса Андраниковна - невестка композитора Арама Мерангуляна, основоположника армянской музыки и композиторской школы.

Лариса родилась в городе Красноярске (СССР), в 1942 году. Отец Ларисы - Киракосян Андраник Хачатурович (1906 - 1990) родился в Турции, в 30 - е годы учился в Московском институте сельского хозяйства, был экономистом сельского хозяйства.

В студенческие годы Андраник Киракосян был в дружеских отношениях с Андреем Андреевичем Громыко (а позднее с его женой), жил с ним в одной комнате, в общежитии Московского Сельскохозяйственного института им. К.А.Тимирязева. После женитьбы Андрея Громыко, Андраник так же жил с семьей Громыко в одном помещении, в разных комнатах, иногда помогал воспитывать сына Андрея Громыко - Анатолия…

Андраник Киракосян защитил диссертацию по сельскому хозяйству и преподавал экономию в Ереване, в институте Сельского хозяйства, некоторые годы был заведующим кафедрой.

В годы Великой Отечественной Войны Киракосян работал в Красноярском Крайкоме партии секретарем по сельскому хозяйству. Андраник Киракосян - истинный коммунист.

Земляком Андраника, по турецкой родине был также рожденный в Турции, в Сасунских землях, будущий телохранитель Анастаса Микояна - Гарегин Малоян (дружили семьями. Жена Малояна умерла рано. Остались две дочери: Социк (Светлана) и Алла).

Армен Мерангулян: «Мемуары о моей маме»

«Моя мама Лариса родилась в Красноярске у русской женщины - Антонины Васильевны Кузнецовой и Омара (армянское - Андраник) - человека не армянского происхождения, рожденного в Турции.

Согласно Автобиографии Омара (Амар - так моего деда Андраника называли в Турции, где он прожил до 16 - летнего возраста будучи пастухом). «В Саунских землях Турецкой Армении, в начале ХХ века люди не знали что такое колесо… никогда не видели, не имели представления». (Армен Мерангулян, Автобиография моего деда по материнской линии - Андраника Хачатуровича Киракосяна издание года Москва).

Мать Андраник звали Гюльгяз (тюркское, турецкое, азербайджанское имя); бабушку Омара-Андраника по отцу звали Харе (арийское, курдское… имя), деда по отцу звали Маждо (арийское, курдское… имя).

Отца Омара-Андраника Хачатуровича Киракосяна звали, на самом деле не Хачатур, но Кир (Кир - персидское имя. Армянское - Киракос)… Мугал… Рудиер… Варвар… Назели… - не правда ли красивые древнеарийские имена?

Так вот, всех родных Андраника Киракосяна истребили по Завету, который хорошо знаком каждому человеку в Мире, ибо распространился он теперь по всему Миру. Подробно тот Закон описан в Торе иудейской …

Заметьте, никакого Гитлера с якобы его идеей о «чистоте крови арийской расы» в 1915 году еще в природе не существовало у европейских или иных языческих народов…

Армен Мерангулян:

«Все родные моего деда Амара были истреблены наемными войсками сионистических правительств США и Европы во время Великой резни народов, проживающих в 1915 году в «Турецкой Армении», о чем пишет и сам мой дед по материнской линии Амар -Андраник Киракосян - очевидец Ветхозаветного истребления «гойских» народов, их царей, их алтарей и кумиров.

Людей заселявших по рождению своему территорию Западной Армении распиливали живыми, расстреливали и топили, вспарывая по предписанию, беременным  женщинам животы…

Ибо сионистические правительства США и Европы исполняли Завет их бога, который обещает им за истребление всех народов Земли - власть над всеми Царствами Мира…

Иудеи, соделав революцию во Франции, во времена Наполеона хотели обменять армянские земли на земли Палестины, которая уже многие столетия принадлежала султанам Османской Турецкой Империи.  Те не соглашались, и тогда была свергнута иудеями Османская династия, и был посажен на престол турецкий - масон-демократ Ататюрк, руками которого опосредованно иудейскими правительствами Америки и Европы были истреблены и изгнаны массы народов. И все было свалено на турецкий народ по типу как и позже немцам было приказано той же политической иудейской сектой выплачивать дань евреям за прегрешения иудейского ставленника - Гитлера, спонсируемого швейцарскими банками и поддерживаемого Ротшильдами и Ватиканом…

Наполеон же не смог выполнить данное им обещание. Он был низложен, лишен власти, сослан на остров Св. Елены и отравлен.

Тогда, в правление Наполеона не получилось изгнать арабов, взять Палестину у Османской Империи и сдать ее сионистичекому международному лобби: цель - подарить Древность, которая так нужна Сиону. Подарить Древность, к которой они так стремятся, особенно сейчас, не имея ни  малейшего отношения к ней: «ибо они не таковы… они не иудеи… но сборище сатанинское…»…

В 19 веке Сион мечтал, чтобы Наполеон и другие правительства мира, при помощи советников Сиона, политических манипуляций, насилия над народами и странами Мира, отдал им территорию чужого, некогда существовавшего, но давно канувшего в Лету, еще до рождения Иисуса Христа, государства - Израиль, в котором жили канувшие в Лету народы - «Дети Израиля», которые покинули Палестину в знак протеста пастырям Сиона, проповедующим враждебное отношение к соседним дружелюбным и мирным народам древности…

Кровь тех различных древних народов Десятиградия (то были города народов белой расы находившиеся на востоке долины Иорданской. Население тех старинных городов составляли потомки мигрировавших жителей Атлантиды… ИеРУСАлим - главный город Русов, УРрусов… русских… русых людей… Десятиградие - это мегаполис русских народов, малая часть бесчисленных поселений  Трансконтинентального Протогосударства  - Татария. Скифополь, Филадельфия, Дамаск, Рафана, Гайдара, Гиппос, Дион, Пелла, Гераса, Канафа - города Десялтиградия.

Итак, кровь ушедших древних народов Десятиградия, возможно, растворилась и течет ныне в генах старых фамилий современной Америки и Европы.

В 1917 году, в России масонерией была проделана инсценировка под названием «Революция 1917 года.

До революции 1917 года Арарат с Новым ковчегом принадлежал наследнице Трансконтинентального Протогосударства  Татария в лице русского царя. Для того, чтобы Арарат с Новым ковчегом, который  исписан буковами Всеясветной Грамоты Руси Великой, в сакральном смысле принадлежал не Российской империи но Сиону, в 1905 а затем и в 1917 году на Дворцовой площади Санкт-Петербурга  масонерией была проделана инсценировка под названием «Революция 1917 года», кадры которой и показывают по Миру ради доказательства «Народной» революции в России. А на самом деле  показывают кино, ибо то был в Санкт-Петербурге и по всей России совершенно обычный день…

***

Я, Советский Человек, Армен Мерангулян  - композитор-классик, проживающий в Москве, сочиняющий библейские оперы, ведические балеты, симфонии, прелюдии и фуги, наследовал от своего родного деда по отцу - композитора Арама Мерангуляна Законы Русского Музыкального протоязыка неизвестных, а точнее сокрытых от нас масонерией прошлых цивилизаций Земли. Музыка тех цивилизаций сохранилась в песнях и танцах передаваемых из уст в уста на территории Армянского нагорья и Иранского плоскогорья.

Мой дед, советский композитор, основоположник армянской музыки и композиторской школы, Арам Мерангулян принял эти знания по поручению Правителей СССР от ашугов и гусанов (поэты-певцы. Старогусанские и староашугские школы находились в древности в Нахчаване - «Стоянка Ноя» у гор Араратских). Ашуги и гусаны Армении -  это приемники Ведических бардов Тартарии.

Мой дед по отцу, композитор Арам Мерангулян в советскую эпоху, когда Армения из праха воспаряла и получила статус Союзной Республики СССР, создал огромный музыкальный репертуар для легендарного Мерангуляновского оркестра Ноевых племен, состоящего из древнейших музыкальных инструментов этой Земли.

И мою жизнь от жизни многих убитых моих родственников отделяет всего лишь одно рукопожатие длительностью в 47 лет!!!

Антонина Васильевна - моя бабушка

Моя русская бабушка Антонина Васильевна Кузнецова, которая помнила хорошо свое происхождение (она была внучкой последнего настоятеля храма Усекновения головы Иоанна Предтечи в Братеево (разрушен после революции), ныне Москва.

Антонина Васильевна Кузнецова много меня возила в Москву и Ленинград, в Подмосковье, мы были с ней в Прибалтике… водила меня по бесчисленным дворцам Ленинграда с самого детства… на балеты… в течение долгих, долгих лет.

Баба Тося мне каждый год покупала по два чемодана всевозможных толстых галерей с различными изображениями достопримечательностей, альбомы по изобразительному искусству, иллюстрации памятников Ленинграда…

После, из Ленинграда мы с ней отправлялись обратно в Москву и Подмосковье на месяц. Затем, еще на месяц на побережье Черного моря в Гагры. Ездили мы с бабой Тосей из Еревана в Москву в Международном вагоне на двоих, с отдельной туалетной комнатой. Бабушка моя Антонина Васильевна Кузнецова окончила Второй Московский Мединститут. Ее однокурсницей была Муська Баранцева - жена Будного. Также, в мединституте училась мать Роберта Фишера - Регина.

Моя бабушка Тося имела на время нашего с ней трехмесячного отдыха толстый кошелек, набитый туго деньгами. Там было около 1000 рублей. Антонина Васильевна работала одновременно врачем в поликлинике МВД, в ЛечКосиммии, была врачем Скорой Помощи; также она получала большую пенсию. Перед нашим отъездом на отдых, она много дежурила, через день, и ей выдавали единоразово на время трех отпускных месяцев много денег.

В 1973 году, в Ленинграде, проходила курс Усовершенствования и переподготовки врачей моя мама Лариса.

(это была Военная академия на Заневском проспекте… Там работали и консультировали Каневский, Исаак Петрович Березин, Кандель). Исаак Петрович Березин и Кандель делали моей маме предложение. Позже Кандель специально прилетал в Ереван для этого.

Отдых в Ленинграде

Тогда, в 1973 году и в дальнейшие годы, мы с бабушкой сразу с вокзала, ранним утром, направлялись в ресторан. Но рестораны часто утром были закрыты - все только было для иностранцев…

(Если в Петергофе, сядешь за свободный столик, подойдет официант: «Простите, это стол для иностранцев». И это унижало, раздражало: «Почему для иностранцев!!!?»)

-  А мы иностранцы - говорила моя бабушка швейцару…

- Иностранцы? А откуда Вы?

- Из Еревана

- Ах, из Еревана… Идите вооон туда, в столовку  - отправлял нас с чемоданами швейцар…

- Ну что, пойдем в «столовку», а вечером в ресторан… А ты что думал… ешь, антрекоты - у них так… а ты что думал… Смеется баба Тося.

***

После, мы оформлялись в гостинице. Это были гостиницы «Советская», «Ладога» и другие. Иногда посещая Ленинград, мы жили у далеких знакомых, которых бабушка Тося не видела многие десятилетия (увидели мы их только в гробу, на фотографиях, присланных их дочерьми, одну из которых звали Аля), с самого детства, только переписывалась, но они оставляли нам ключи от своей квартиры. Бабушка водила меня в ресторан «Астория».

- Тебе жирно? - спрашивает маня бабушка.

- Нет - отвечаю я

- Вот и мне не жирно…

Вызывает бабушка официантку, спрашивает:

- Дайте что-нибудь пожирнее

- А у нас нет жирного

- Почему?

- Ну, потому, что это вредно… люди не хотят жирного…

- Вредно? Это же питательно!

   Завтра пойдем на Витебский - говорит мне бабушка.

Иногда мы с ней обедали в ресторане Витебского вокзала.

- Ешь, Армен, тут все пожирнее, питательно… а то у них, заладили: «рыбный день да, рыбный день», а что хорошего то?…

Мы ездили на катерах с прогулками по Неве, ездили на автобусах на экскурсии по городу… и пр.».

***

В сентябре мы возвращаись в Ереван. В первые дни в школе обычно спрашивали кто как отдохнул.

- Он у нас беленький - говорит показывая на меня одноклассник, азербайджанец Эдик Абдулаев.

Учительница спрашивает меня: ты наверное на Севане так загорел…

Я только раскрыл рот сказав: «я загорел на Черном море» - но это было воспринято… -  весь класс ахнул…

Более я не рассказывал, так как понимал, что несмотря на равенство, в СССР уже тогда образовались замечательные сословия и классы… И то, о чем писали постоянно восхваляемые советскими литературоведами американские и европейские писатели в своих социальных романах, постоянно издаваемых в «Иностранной литературе», на самом деле было здесь, в СССР.

Мне сказала актриса Татьяна Распутина (жена композитора Ильи Катаева), когда мы с женой Мариной прибыли в Нью-Йорк в 2000 году: «Ребята, Вы же знаете, что для нас, для всех, Америка - это Жмеренка».

Профессор Саркис  Мушегян: «Когда я приехал из Москвы в Ереван, я не понимал, что здесь существует вторая, тайная жизнь» - так говорил моей маме ее шеф по ее кандидатской диссертации, профессор Саркис Мушегян.

Но я ребенком, от рождения, это всегда прекрасно чувствовал, видел и понимал. И очень ценил ту советскую прослойку и сферу, которая так гармонично вписалась в Советскую систему ценностей, и была не излишней, ибо по ней, даже талантливому, трудолюбивому человеку можно было легко подняться вверх…

Однако, именно эта хрупкая, вновь нарождающаяся система в СССР была разрушена во времена очередной Перестройки. И в тот день была исполнена моя опера «Макбет» (05. 07. 1988).

2

«Мамины поклонники»

Дядя Роберт.

Это было около 1969 года… Он ходил со мной на охоту, учил ходить по горам…

«Я смотрю, наш малыш совершенно не может ходить по горам, смотрит куду-то на небо, спотыкается… не любит общаться со сверстниками, избегает их… У него нет друзей…»

И дядя Роберт познакомил меня со шпаной, самой отъявленной… Дядя Роберт вышел на улицу, увидел там рыжего мальчишку, самого наглого, и привел к нам, познакомил со мной. Мы бегали с ним и со шпаной по городу, дрались… Но дело до хорошего не довело. О!  Зависть к талантливому человеку! Кто устоял пред тобой! Неравенство заложено Природой в людях!

Дядя Роберт был хорошим хирургом, был пятеборцом, считал что непременно, я должен со всеми найти «общий язык».

Однако, Роберт сам рано умер, так как был слишком чистым человеком, который искал «общий язык» со всеми, но не нашел его, потому и умер рано… К сожалению или к счастью «общий язык» не стоит искать со всеми - его нет. Когда умер мой родной отец в 2012 году, я не плакал… Когда я в интернете узнал, что умер, уже давно, дядя Роберт - меня словно пронзило, я плакал и много, много  дней  переживал и думал… А знал я его всего не более трех лет в своей жизни… и после 1972 года я его больше не знал… Что в том есть? Я не знаю… Потерял я островок свой родной в Океане…

«Мамин покровитель М.»

Это был человек Всесоюзного масштаба, советский миллионер...

Мы, после развода моих родителей и смерти моего деда, композитора  Арама Мерангуляна в 1967 году, жили с мамой и прабабушкой Верой очень скромно, на окраине Еревана в «Институте физиков». Я очень переживал. Рисовал всякие картины на холсте маслом. Была такая у меня огромная картина: «Монастырь. Монахиня. Зима»…

Рисовал я картины, чтобы украсить ими свой обедневший к тому времени дом. Делал оригинальные интерпретации картин Сарьяна (В фильме обо мне 1988 года, сын Сарьяна - ректор нашей консерватории Лазарь Мартиросович Сарьян говорит: «Наш Армен имеет иные интересы и иные искания в творчестве, помимо музыки, которые нас очень волнуют…».

- А кто это рисовал? - спрашивает мою маму композитор Эдгар Оганесян…

- Армен - отвечает мама.

- Очень удачная копия Сарьяна -  говорит композитор Эдгар Оганесян. ( 1977 год. Композитор Эдгар Сергеевич Оганесян в гостях у моей мамы, Ларисы).

***

Я был в четвертом классе ереванской средней школы №109, и хотел было уже идти работать.

- Мам, а когда… я же хочу много денег, чтобы купить картины, фарфор, мебель, иметь собственный дом… Я не хочу жить в квартире, среди физиков…».

Мама говорит: «Нельзя. Ты же еще учишься в музыкальной школе. Ты должен поступить в музыкальное училище, а потом в консерваторию, и стать композитором…»

- А нельзя сейчас пойти на работу?

- Нет…

***

И вот, через неделю появился мамин друг М.

Он одаривал нас многие годы - с 1974 по 1981 гг…

- Я не знаю, этот человек все делает уже год, и ничего не просит взамен - говорит мне мама. Как я должна буду с ним расплачиваться за все это?

1990 год. После 10 - летней паузы М. пригласил нас с мамой к себе на дачу, и когда произнес тост за маму, так сказал:

«Когда я увидел тебя впервые, то подумал, если хоть раз, удастся сидеть с тобою рядом, за одним столом - всего лишь один раз, то сочту себя состоявшимся в этой жизни человеком». За ужином присутствовал и мэр г.Еревана.

***

А тогда, в 1970 - х, мамин друг М., сделал нам ремонт квартиры, купил иностранную мебель, одаривал маму бриллиантами к каждому празднику. Помню, это были, то кольцо в карат круглой формы с голубым бриллиантом, то бриллиантовые серьги, то жемчужные ожерелья такой длинны, что ими можно было играть в прыгалку… И так было постоянно. У нас на баре всегда лежали драгоценности и пачки денег, на которые никто и внимания не обращал. Водители маминого друга М. ездили из Еревана в Тбилиси на тифлисский рынок за едой… Это были джонджоли, мужужи…

Одежда, которую нам носили стояла мешками на полу вдоль стены потому, что ее негде было повесить. Это были канадские дубленки, замшевые голубые пальто… Мне, в 16 лет знаменитые художники Армении дарили свои картины. Две из них сохранились и теперь. Это Бардух (Вартанян). Старичку было много лет. Он работал у Генри Форда в США, затем, по прибытию в Советскую Армению был сослан в лагеря…

Но есть две картины, которые у меня сейчас висят - «Осень» -  большая черная картина (импрессионизм) и «Весна» - небольшая… Я, когда смотрю на них, иногда думаю что художник, который подарил маме моей и мне к 16 - летию эти картины… ведь, всего одно рукопожатие отделяет меня от автора книги «Международное иудейство»  - Генри Форда, масона 33 - й степени... у которого в США работал художник Барду (Вартанян) на машиностроительном предприятии. Вещи несут свою Информацию, и я долго боролся, чтобы  спустя много лет вновь получить обратно эти две картины подаренные мне Бардухом Ереване. Остальные картины галереи были проданы моими родственниками в Перестройку, во времена голода и блокады Еревана.

Помню картину художника Рачика Акопяна «Церковь Рипсиме». Все освящено белой  молнией. Небо синее, а церковь желтая, и белое высохшее дерево справа… (гуашь ли, темпера - не знаю)…

***

Я летал в Москву без билетов, с летчиками. Прямо в Депутатской комнате меня представляли летчикам, и стюардесса дождавшисьлетчиков провожала меня с ними в салон. Я с ними вместе летел в Москву, и видел все вокруг их глазами.

«Почему ты не удивляешься?» -  Спрашивает меня один из летчиков? Не интересуешься?

Летчикам в салон принесла еду стюардесса по имени Маник, затем дверь салона закрылась.

Летчики рассуждали о стюардессе: «Как бы ты с ней имел дело?». Обсуждали они различные варианты… проявляя свои ракзличные познания в интимной сфере. «Я бы ее так, а ты, вот так…».  Посмеялись, и вроде бы прикорнули во время полета…

Мне показалось, что они даже спят… сложив руки в паху». Может быть у одного из них фамилия была Еремян? Но может это было в другой раз. Я точно не помню этого…

***

Я ездил в Москву и посещал все балеты Большого Театра. Вот это было самой главное. Мало кто из композиторов, и других людей искусства  видел то, что видел я, вобрав в себя… Я перенес эту «Рубашку» в свое творчество.

Я не ходил в другие места - в консерваторию, филармонию, в драматические театры Москвы (если и ходил, то очень мало); не любил оперы Большого Театра, хотя посещал многие спектакли. Видел почти все, что там шло с 1976 - по 1985 и после них. Но после 1985 года меня уже не стал интересовать этот театр. Меня привлекало то, что это самое престижное в мире искусства место, и что сюда ходят как все президенты так и простой люд, и что на сцене знаменитости и я пребываю с ними в одной Комнате… И я мысленно представлял себе что вот, погаснет свет, и зазвучит моя музыка, и откроется золотой занавес… с Серпами м Молотом. Я изучал все это скрупулезно, годами, десятилетиями. И так и случилось в 1996, 1998 1999 гг. Мои три оперы из пяти - «В лунные ночи», «Ной», «Грешники» были исполнены, записаны на диск оркестром Большого театра и главными дирижерами. Я окружал себя историей пианизма, выписывал журналы: «Советский Балет», «Советская музыка», «Советский композитор», «Театр», «Музыкальная жизнь»… Покупал многочисленные партитуры, клавиры. У меня был приятель, который приучил меня испытывать наслаждение при прослушивании разных интерпретаций одного и того же произведения различными исполнителями; изучать историю старого дореволюционного театра; любить слушать классику, которую я не любил слушать…

Мамин друг М. подарил мне целую фонотеку собранную им за всю жизнь. Каких записей там только не было…

Также он дарил нам кассеты необыкновенно красивых шведских, греческих японских, турецких, итальянских, негритянских  музыкальных произведений.

М. хотел нам купить квартиру в Москве, чтобы приезжать к нам туда, но мама отказалась - она не хотела работать в Москве; он предложил нам дать квартиру в ереванском районе «Бангладеш» - но мы побрезговали… Собирался М. моей будущей, гипотетической, жене купить в подарок на память от себя бриллиантовые серьги, и подарить мне дачу в селе Егвард. На мой день рождения в 1977 году он подарил мне к моему окончанию музыкальной школы - чешское пианино марки «Вайнбах» ручной работы…

Я не знал сколько стоит хлеб и пр. Мы никогда ничего не покупали ни где все эти годы - ни иголки, ни хлеба, ни масла… И когда этого не стало, появился  один человек, который приглашал меня к себе за продуктами, которые были уже тогда в дефиците. А мама дает мне деньги и говорит: отдашь такому - то. А я с изумлением! Мам, а что он за это деньги берет?

- Конечно…

- Почему?

- Ну как…?

Я даже был несколько озадачен этим моментом, потому, что деньги были у меня в джинсах, все скомканы как на выброс. Мама простирывала мои джинсы и говорит: «ну Армен, опять деньги… ты хоть их откладывай куда - нибудь. Я же тебе дала их на такси»

- Я не хочу на такси, я еду на маршрутке…

***

Да, я боялся, как бы эта ситуация не закончилась… Думаю: «Вот еще год, хотя бы еще годик… и я напишу балет, и тогда смогу перешагнуть Социальную Ступень… Ибо композиторы - это тогда были боги и цари в глазах и понятии общества. Даже тот, кто написал одну запоминающуюся мелодию… Конечно, я не сноб, не карьерист, не ханжа… И я не хотел быть композитором потому, что композиторы-классики того времени писали дурацкую музыку, а вернее «немузыку». И я не желал входить в эту идиотскую музыкальную систему эсперанто, где пишут не умеющие выражать свои чувства дети, которые умеют только дубасить палками, записывать ноты воображая, что они взрослые. А  старая классика уже к тому времени изжила полностью себя, и пришла на ее место примитивная но где-то более волнующая эстрада и прочьи близкие жанры. Но я не мыслю примитивно… Там нет композиторского мышления, оно вовсе отсутствует… Его там нет… А я потому композитор, что умею как никто компоновать и соединять, объединять совершенно разное в одну единую Систему.

***

Однажды в Лос-Анджелесе сын композитора Геворка Арменяна попросил меня: «Знаешь, наши ребята-композиторы ничего не могут поделать с этой армянской музыкой». Музыка, которую он мне предлогал,  была записана в качестве крестьянского пения на кассеты. Это было сделано во время многолетних экспедиций  в деревни и села Советской Армении. Такие экспедиции организовывал Кабинет Народного творчества ереванской государственной консерватории.

«Моя теща, Алина Ашотовна прислала ее сюда, в США сюда во имя спасения этой музыки… Потому, что в Армении - все кончено… Посмотри, может быть ты, как Мерангулян что-то с ней сумеешь сделать…?». Если бы я взял эту груду музыки, то они сразу бы оклеветали бы меня… Нет, ребята, ничего не получится, подумал я… Я - не мой дед, Арам Мерангулян…Ведь, если я Вам помогу, то Вы сразу сотрете мое имя, и скажите, что это у вас такой народ талантливый…

Дядя Сема, был у меня такой еще дядя - муж маминой сестры, очень злой был на язык. Пел он у Орбеляна, исполнял в основном песни из репертуара Шарля Азнавура… Так вот, этот дядя Сема мне прямо так и сказал: «наша армянская классическая музыка в полном г..не. Если ты сможешь с ней что-то сделать…». Я думал о том, а почему все-таки те «ребята-композиторы» ничего с ней так и не могут поделать?. Ответ прост. Потому, что они подражатели, копировщики, имитаторы, плагиаторы, пакостники… Ведь, композиторское искусство - это определенный тот или иной стиль мышления того или иного индивида. Это не только церебральный, но и духовный  сортинг одновременно… Это попытка как-то проникнуть в другую существующую Реальность… Но это не копировка, не подражание, не копировщика, не плагиат… И почему не могут осуществить очевидное, казалось бы…? Потому, что слишком зациклены на мирском, на земном. Да, может быть жизнь человека очень короткая, по этому… а может быть потому, что их все время резали, и они хотят пожить земной, счастливой жизнью?. Но нет, это не поэтому, это все не играет никакой роли… Но прежде всего композитор - это тот, на ком отражаются дела Божии… Есть Ступень, перешагнуть которую могут единицы во все времена. Ступень эта называется НРАВСТВЕННОСТЬ. Вот то, что нравственно, не подлежит никакому людскому ограниченному мнению, то - возрастает и Вечно…

А они все крутятся, подражают, имитируют друг друга словно певцы, актрисы, дирижеры, скрипачи и хохмами-пересмешники, но Смысла не видят, Смысла, который заложен в «Народной» мелодии, которую сочинил не народ, но безымянный Композитор, чье имя они же и скрывают, дабы кривляться ради первенства, которое мнимо, и уходит вместе с ними же в могилу…

***

Но когда я боялся, что «ситуация» закончится, я попал в чуждую мне сферу, чуждых мне людей от искусства по карме своей… И тогда, в молодости, я вынужден был так думать, ибо хотел каким - то образом отделиться от общества, жить своей элитарной, в какой то степени, жизнью…

Это позже, не сразу… я пережил стресс, и мне нужно было выстоять и жить… и я сумел заставить Музыку выражать те переживания которые обрушились на меня… Я научился это делать… я научился  выражать и многое другое через музыку… Это было похоже на разведку в Тот Мир за каким - то «Третьим» Знанием… Я смог…

***

Я поступил в консерваторию и дотянул-таки до желанного барьера, когда цель моя была уже близка к исполнению...

И я успел с маминой подачи и по ее настоянию стать членом СК Композиторов СССР. Я стал Советским композитором - это была ее идея-фикс, еще до моего рождения в пору, когда она была беременной и была невесткой композитора Арама Мерангуляна.

***

Служил я в Советской Армии в 1983 - 1985 гг. Хотели послать меня в Сирию. Я позвонил маме…

«Слушай, откуда у тебя такие связи Мерангулян? Все уходят, а ты остаешься…» - дивились в полку...

«Ну вот, этого забрали, а завтра будешь ты…»

Но проходит день, и опять в списках я остаюсь на стене… других забирают. Много любопытного, тайного я для себя понял находясь в Армии среди сугубо мужского населения. На гражданке этого ничего не почувствуешь, словно не существует… Все сокрыто. Но это тема уже другая.

***

Мама приглашала композитора Эдгара Оганесяна и он со мной занимался. Мне было 10 лет…

Занимался Эдгар Сергеевич и тогда, когда я добился, чтобы из Тбилисской роты связи меня перевели в Ленинакан, в Зенитно-ракетный батальон а затем в Эчмиадзинский танковый полк. За полтора оставшихся после учебки, Эдгар Оганесян каждую субботу или воскресенье оставался дома, и я приезжал к нему из Эчмиадзина в Ереван, домой, на урок. Я сочинил будучи в армии Концерт для фортепиано с оркестром. Его исполнила пианистка Карина Багдасаряна. По моей просьбе мама моя ходатайствовала, и меня после армии зачислили еще и на второй факультет - «Специальное фортепиано». Я перед комиссией в присутствии Г.В.Сараджева сыграл программу как пианист.

Учиться на двух факультетах - «композиторском» и «фортепианном» было разрешено только мне. Так как написать сочиннение в армии, да еще и фортепианного концерта в трех частях было приравнено к героическому поступку. Было отмечено, что наши студенты за годы учебы в консерватории ничего не пишут годами, кроме какого-нибудь маленького хора а капелла.

***

Я успел перед Сумгаитскими событиями, землетрясением в Армении и ликвидацией СССР окончить в 1988 году - «композиторский» факультет Ереванской консерватории оперой «Макбет» в трех действиях; и в 1989 - «фортепианный» факультет. В моем исполнении прозвучали: Бах прелюдия и фуга, Моцарт вариации, Лист «Риголлето», Хачатурян - фортепианный концерт в 3 - х частях).

***

Нанимала мне мама в разные годы много репетиторов, в том числе по гармонии и теории музыки (профессор Эдуард Пашинян и его дочка Рипсиме); Люси Берберян (теория музыки, гармония); Люба (армянский язык. Готовила меня Люба к поступлению в консерваторию); Клара Хачиковна (армянский)… Вера Митровановна (русский)… Роза Оганесовна (математика)… Эльмира Григорьевна (русский язык)… товарищ Гаспар - (английский язык), мисс Анжела (английский язык в раннем детстве)… кто еще, может кого позабыл?

Дарила мама подарки и деньги, помогала лечь на операцию, пролечиться в Республиканской больнице имени В.И.Ленина.

Когда я закончил 7 классов Средней школы №109, то аттестат мой был из разряда «троечника» переведен в разряд «отличник» для того, чтобы я смог набрать былы при поступлении в ереванское Музыкальное училище им. Романса Меликяна.

«Это ему мать все подправила» - говорили с завистью ребята - одноклассники.

***

Но я учился одновременно в трех школах.

В общеобразовательной Средней школе, - как все.

В Музыкальной семилетке, где проходил массу музыкальных дисциплин. И посещал композиторский класс в третьей школе.

***

Связи и прекрасные условия жизни были созданы мне благодаря моей маме, но гены моих дедов и прапрадедов также во многом проявлялись в моем труде. Их чрезвычайная работоспособность отразилась и в моем характере. Я по 22 часа в сутки занимался и  ничего не видел и не слышал, а только занят был одной музыкой.

Как говорил маме мой педагог, композитор Эдгар Оганесян: «такого фанатичного студента я не припомню на своей практике».

А как следствие того я впервые за всю историю Ереванской консерватории сочинил оперу на Шекспировский сюжет и сам добился ее исполнения удостоившись грандиозного оркестра, хора и оперных исполнителей. Одновременно закончил 2 факультета ереванской консерватории - «Композиторский» и «Фортепианный». Вслед за этим, я окончил аспирантуру Ереванской и Московской, двух консерваторий. До того стал членом СК СССР, одним из последних, в Советском Союзе композиторов, принятым в СК СССР за подписью Т.Н.Хренникова. Я имею один из последних билетов разрушенного ныне СК СССР.

***

После моего дипломного концерта все старые композиторы Армении, присутствовавшие в зале, единогласно признали на обсуждении: «сегодня среди нас родился новый композитор». Это рассказал нам на банкете мой первый дирижер - Рафаэл Арамович Мангасарян. Был июль пятого дня 1988 года.

***

С тех пор прошло 35 лет. Моя дипломная работа звучит сейчас масштабно, современно. Я сейчас так не сочиняю…

Я отреставрировал оперу, и она будет заново звучать…

***

Между армянскими еврейским и не еврейскими композиторами и музыковедами возник жестокий спор обо мне. Когда композиторы всей Армении узнали, что в СК будет поступать внук Арама Мерангуляна собралось такое огромное количество людей, какое очень многие годы уже никто из композиторов не собирал, и не припомнили бы когда собиралось такое большое собрание.

Я сам обзванивал и приглашал людей на кворум. А эти, скажем так, какофонисты, которых притесняли всю жизнь в Советской Армении, но которых пригрел Запад в пику правительству тонущего СССР - они мне срывали три раза кворум. Чего только я, какого только хамства, визгов, писков и скрежета зубов я не услышал в свой адрес от этих больных людей… И потому, даже проживая в Москве и проходя перед зданием СК Композиторов Москвы, я обходил его стороной…

Подержал меня композитор, Эдвард Мирзоян: «Это такой масштаб… есть такие произведения, которые не подлежат обсуждению». Когда мой билет подписал Хренников, мне его торжественно вручили. Мирзоян говорит моей маме: «Когда ему вручали членский билет СК СССР он встал, поблагодарил… Знаешь, сколько в нем достоинства было!».

***

Но прошло немного времени, настала Перестройка и дело стало обстоять совсем иначе…

По оценке ереванских экспертов моя опера «Макбет» в 3-х действиях стоила в 1988 году 15 000 рублей;

Трио памяти Андрея Сахарова  у меня купили в Министерстве Культуры Армении в 1990 году за 1300 рублей… Это устроила мама через главврача Республиканской больницы им. В.И.Ленина Эдуарда Николаевича Акопяна. Бак братья Эдуарда Николаевича Акопяна были крупными музыкальными чиновниками Армении. Мама пригласила к нам на обед Жака Николаевича Акопяна, и тот прослушав кассету с моей оперой «Макбет» на вопрос моей мамы о том, что в Министерстве культуры что-то сказали… я уже не помню что именно… Помню только ответ советского чиновника Жака Николаевича Акопяна: «Они не имеют права не знать о такой опере». Это был конец СССР.

***

В тот день, когда я должен был получить свой гонорар за Трио памяти Андрея Сахарова от министерства культуры Армении,  мне было перечислено 1300 рублей. Шло полномасштабное уничтожение СССР.

Но весь парадокс был в том, что Гайдар со своей воровской натурой так грабонул Советских людей, что и мои 1300 рублей превратились в рубль пятьдесят копеек, и я получив сумму переведенную мне, отстояв в очереди среди толпы, доехал на такси до дому. И всех денег не хватило мне чтобы заплатить таксисту.

***

Мама улетела в Америку. Она помогла мне с тремя Библейскими операми, чтобы я нанял сам Большой Театр России и они меня играли. А других моментах ее помощи мне, я здесь писать не буду.

***

И оказавшись в Москве, я хотел бросить привычку сочинять музыку, но не смог. Через несколько лет снова, в Доме Дружбы Народов зазвучала моя вся Ереванская музыка того времени… Невозможно уойти от Эгрегора. Если ты попал в Его Воронку, то это уже все…

***

Когда я создавал свою частную труппу «АрменМерангулянОпера - Аристократический Театр России» в 2005 году, мама подарила мне портативную студию звукозаписи, для того, чтобы я не тратил деньги на аренду концертного зала Храма Христа Спасителя, и не давал армянскому лобби «Армяне в России» взятку за свое же выступление, которую они требовали с меня. Да еще, армянская Московская диаспора «Армяне в России» требовали, чтобы я подарил им свое пианино за то, что труппа моя - «АрменМерангулянОпера - Аристократический Театр России» будет репетировать в их помещении…   

***

Мама сейчас недовольна: «Ты должен был стать Мировой знаменитостью. Ты не сориентировался!»

Я говорю: «мама, мы с тобой попали в другую эпоху, мы живем не в свое время, мы живем в другой эпохе ибо прежнее прошло, настал Новый Мировой Порядок, пришла Эпоха Интернета, а я там Первый из композиторов. Это уже история будущих столетий. Ты мыслишь старыми понятиями… Посмотри, все погибли, все ушло, а мы с тобой живем благодаря Небесам в Иной Эпохе. Мы с тобой вписались в Новый Мир, мы победители, тогда как и твой Большой Театр исторически канул в Лету, не потому, что Интернет убил балет, нет, но оттого, что сменились Эпохи, а там осели не те личности, и потому они там не допустят нового искусства композитора, открывающего Третье Тысячелетие. Что было раньше - все кануло, все исчезло. Ибо создан Всевышними Богами Интернет. Точнее, те люди, которые что то творят, и чтобы им не зависеть от рабства тех, которые уже сами никому давно не нужны и которые завидуют и ничего не могут создать кроме зависти и ненависти, которое они питают к гениям. Радуйся Мама. Все завидуют тебе: «это ты виновата, это ты его таким сделала… что он не знает того чувства - что такое заработать деньги и потратить их» - говорят тебе. А как сказал мне твой родной брат - покойный дядя Боря: «никогда не спрашивай Новых русских, богатых клиентов твоей жены, всяких там губернаторш или депутатш и пр.: «а Вам нравится вот это мое сочинение или то? Они никогда не рады этому потому, что хотели бы, чтобы не ты, а их дети родились такими как ты».

Дорогая мамочка Русское Музыкальное Издательство ООО «АрменМерангулянОпера» в лице твоего сына и невестки поздравляет тебя с великолепным праздником Жизни. Мы желаем тебе долгих, долгих, долгих лет… Остальное у тебя все имеется и всегда было по рождению твоему, по жребию твоей Судьбы… Радуйся и Веселись… Целуем тебя, обнимаем, Армен и Марина…».

09. 07. 2023 год.

Поздравление моей маме из Германии

Милая Лариса, дорогая Мама Армена Мерангуляна!

Примите самые добрые пожелания здоровья и благополучия к Вашему Дню рождения от моего мужа и меня из далёкого Шварцвальда!

Мы не знакомы с Вами лично. Но мы оба влюблены в музыку Вашего сына, которая, смело могу сказать, перевернула нашу жизнь, обогатив её неимоверно. Армен Мерангулян, как композитор, не похож ни на кого. Его творчество – явление особенное, совершенно ослепительное. Хочу оговориться, что мои слова не могут иметь особенного веса, поскольку я не музыкальный критик и сужу о музыке исключительно на основе её эмоционального воздействия на меня. Но настоящая музыка создаётся ведь не для специалистов и профессионалов, а для обычных слушателей, таких людей, как мой муж и я. Поэтому беру на себя смелость сказать, что по яркости и многообразию используемых им в музыке красок ему просто нет равных. Его музыка заворожила, взяла нас «в плен» в феврале этого года. Впечатления от неё такие сильные и неубывающие, что мы оба практически не можем пока слушать произведения других, прежде столь любимых нами композиторов.

Не только гармония и красота его мелодий покоряют нас. Я вижу, что то, что он делает в музыке – это попытка духовного синтеза. Его творчество питают поэзия, философия, религия... Он апеллирует в нём к человеческому единству и взаимопониманию, к силе человеческого духа и внутренней культуре людей. Чувствуется, что в глубине души он, несмотря ни на что, продолжает верить в доброту и благородство человеческого сердца. Он стремится к познанию сущего и прославлению красоты. В музыке Вашего сына чувствуется приближение к пониманию природных законов в их целостности и неразрывности с великими законами мироздания. Секрет красоты, создаваемой им в музыке, остаётся для нас загадкой. Но, судя по её воздействию на нас, это настоящее хранилище энергии, которая, верим, способна активизировать и изменять сознание людей к лучшему. Спасибо Вам за такого сына!

Милая Лариса, вчера вечером я перевела Вам в подарок стихотворение Эриха Фрида, в надежде, что оно Вам понравится:

Эрих Фрид

Что это такое

Это – нелепость.

Говорит рассудок

Что есть, то и есть,

Говорит любовь.

Это – несчастье,

говорит расчётливость.

Ничего, кроме боли,

говорит страх.

Это безрассудно,

Говорит благоразумие

Что есть, то и есть,

Говорит любовь.

Это смешно,

Говорит гордость.

Это легкомысленно,

Говорит осторожность.

Это невозможно,

Говорит опыт

Что есть, то и есть,

Говорит любовь.

Erich Fried

Was es ist

Es ist Unsinn

sagt die Vernunft

Es ist was es ist

sagt die Liebe

Es ist Ungluck

sagt die Berechnung

Es ist nichts als Schmerz

sagt die Angst

Es ist aussichtslos

sagt die Einsicht

Es ist was es ist

sagt die Liebe

Es ist lacherlich

sagt der Stolz

Es ist leichtsinnig

sagt die Vorsicht

Es ist unmoglich

sagt die Erfahrung

Es ist was es ist

sagt die Liebe

 

С поклоном и уважением Карл-Людвиг и Элла

наверх