Избранное

Камерная музыка Армена Мерангуляна

Армен Мерангулян (р.1962) Фортепианное трио "Письмо к миру" памяти академика Андрея Дмитриевича Сахарова.

Трио посвящается трагическим событиям в СССР 1987-1990 годов.

Трио памяти академика Андрея Дмитриевича Сахарова написано в блокадном городе Ереване.

 

Академик Андрей Дмитриевич Сахаров
Академик Андрей Дмитриевич Сахаров

«В голодные, холодные и темные годы Перестройки».

Трио памяти Академика Андрея Дмитриевича Сахарова

«В истории Армении были разные эпохи, но одна из них стоит особняком. Несмотря на недолгую по историческим меркам продолжительность — 3-4 года, она оставила настолько глубокий след Текст взят с сайта Новости в фотографиях - BigPicture.ru, что жизнь сразу нескольких поколений армян оказалась разделенной на «до» и «после».

Годы с 1992-го по 1995-й называют по-разному — «голодные», «холодные», «плохие». Но самое распространенное и всеобъемлющее название — «темные»…

Произнесите в присутствии любого ереванца эту фразу — «темные годы», и вы увидите, как исчезнет на мгновение улыбка и по лицу пробежит мрачная тень. И есть отчего. В эти несколько лет — с 1992-го по 1995 год — Армения пережила никем не замеченный апокалипсис в масштабах отдельно взятой маленькой страны, агонию, в которой расставалась с предыдущей своей жизнью. Но тогда казалось — с жизнью вообще… Когда летом 1991 года в Армению перестал поступать Источник статьи журнал Новости в фотографиях, у которого все копируют контент - BigPicture.ru природный газ, мало кто думал, что эта бытовая проблема только первое звено в цепи жесточайших потрясений, ожидающих всю нацию. Утверждения отдельных лиц, что скоро отключат и электричество, воспринимались с недоумением и легкой иронией. В подобное просто не верилось, над «паникерами» смеялись и подшучивали. Но события разворачивались гораздо хуже, чем можно было предположить. Развалившийся Советский Союз похоронил под своими обломками…».

Материал взят с портала: https://bigpicture.ru/temnye-gody-armeniya-v-nachale-90-x/

 

Армен Мерангулян «Трио памяти академика Андрея Дмитриевича Сахарова» (Письмо Миру).

Трио написано композитором Арменом Мерангуляном в блокадном Ереване.

Музыка Трио отразила трагические события, очевидцем которых стал композитор Армен Мерангулян:

  • Сумгаитский погром (27 февраля 1988);
  • Землетрясение в Армении (07 декабря 1988);
  • Распад СССР (26 декабря 1991).

Из воспоминаний Армена Мерангуляна:

"Идея написания этого сочинения возникла во время телефонного разговора с моим отцом Александром (Адольфом по метрике) Арамовичем Мерангуляном, который помогал Елене Бонер в открытии памятной доски в Москве в доме, где Сахаров проживал. Сразу мою  идею подхватил виолончелист Ашот Айвазян, который  предложил коллективу Трио им. Арно Бабаджаняна исполнить это мое новое сочинение в Ереване, и сам в составе трио исполнил его.

Виолончелист Ашот Айвазян
Виолончелист Ашот Айвазян

На записи этого произведения в зале находился ученик скрипача Давида Ойстраха скрипач Рубен Агаронян с женой. Они высоко оценили это мое сочинение, и сказали, что трио должно войти в репертуар коллектива.

Скрипач Рубен Агаронян
Скрипач Рубен Агаронян

В Москве, на моем творческом вечере, который состоялся Доме Дружбы Народов в сентябре в начале 90 -х гг. прошлого столетия, это трио памяти Андрея Сахарова в ансамбле со мной сыграли Татьяна Колчанова (скрипка) и Григорий Алумян (виолончель).

Татьяна Колчанова - Первая скрипка
Татьяна Колчанова - Первая скрипка

Григорий Алумян
Григорий Алумян


Об исполнителях «Трио памяти академика А.Д.Сахарова» Армена Мерангуляна - в Москве (09.09.1994) и Ереване (1990)

Татьяна Колчанова получила степень доктора философии в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Она восемь лет проработала скрипачкой в оркестре Центрального радио и телевидения России и десять лет была первой скрипкой в Государственном квартете имени М.И. Глинки (Россия). Татьяна много гастролировала по всему миру, выступая с известными музыкантами, включая знаменитых Зубина Мета и Джесси Норман. Татьяна преподавала в Московской консерватории, Академическом музыкальном колледже при консерватории, Центральной музыкальной школе и фонде “Новые имена”. В настоящее время она является основателем, директором и преподавателем Академии музыки и искусств, Камас, Вашингтон.

Сумасшедшая Джейн побеждает, 2015

Григорий Алумян родился в 1975 году в известной музыкальной семье в Москве. После окончания Центральной музыкальной школы (колледжа) при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского для особо одаренных детей он переехал в Германию, чтобы продолжить свое образование в Высшей музыкальной школе Карсруэ у профессора Мартина Остертага. В результате он получил в свое распоряжение виолончель Джованни Гранчино из земли Баден-Вюртемберг.

Григорий Алумян - лауреат первого места на Международном музыкальном конкурсе UNISA в Претории, на Шведском международном конкурсе дуэтов и на камерном конкурсе Фонда культуры Бадена. кроме того, он завоевал призы на Международном инструментальном конкурсе в Маркнейкирхене и на Международном конкурсе веб-концертных залов.

Со времени учебы в Москве Григорий Алумян регулярно выступал с фестивальными выступлениями в России, Европе и за рубежом, в частности, на таких фестивалях, как "Московская осень", "Классика Вертерзее", "Бетховенский фестиваль в Бонне", "Концерты Радеберга в Кельне", "Марта Аргерих и друзья" (Буэнос-Айрес), а также на фестивале Шветцингера и фестивале Фландрии. Он играл в Большом зале Московской государственной консерватории, Санкт-Петербургской филармонии, в различных концертных залах Германии, таких как Концертный дом Карлсруэ, Бетховенский зал Бонна, Лидер-холл Штутгарта и в Вайнбреннерзале Баден-Бадена. Его сольная и камерная музыкальная деятельность привела его, кроме того, в Венский концертный зал, Национальную консерваторию Руана, в Oji Hall Токио, в Рио-де-Жанейро, в Театр Колон Буэнос-Айреса, а также в мэрию Капштадта и Linder Auditorium Йоханнесбурга.

Григорий Алумян является постоянным приглашенным солистом многих оркестров, таких как Московский симфонический оркестр, Баден-Баденская филармония, Бетховенский оркестр Бонна, Коллегиум Музикум Каринтии, Оркестр Европейской культурной ассоциации, Капский филармонический оркестр, филармонический оркестр Йоханнесбурга, филармонический оркестр Фогтланда и Вюртембергский филармонический оркестр Ройтлингена.

Григорий Алумян сотрудничал со многими камерными музыкантами, среди которых Ульф Хольшер, Прия Митчелл, Вольфганг Майер, Альбрехт Брюнингер, Кристиан Захариас, Михаил Безверхний, Юзуко Хоригоме, Габриэла Монтеро, Николас Ангелич и Марта Аргерич.

Где бы ни выступал Григорий Алумян, он получает восторженные отзывы критиков. Например, Rheinpfalz признает его »выдающееся ниво« и хвалит его »легкую, грациозную игру«. »Бадиш Нойесте Нахрихтен« хвалит его техническую точность, »завораживающее качество звучания« и "внутреннюю структуру" его выступлений.

С 2004 года Григорий Алумян является солистом-виолончелистом Боннского Бетховенского оркестра, а также одним из основателей Боннского Бетховенского трио, с большим количеством впечатляющих выступлений в Германии и на международных сценах.

Григорий Алумян уже участвовал в нескольких постановках компакт-дисков:

»Sporck: For silent days«. Пьесы для виолончели соло и фортепиано (Etcetera Record Company)

»Брамс: Двойной концерт« (Bella Musica)

Стейл Клейберг: »Допо« для виолончели и камерного оркестра (Hemera –Music)

Совместно с Ринко Хамой: »Сонаты для виолончели и фортепиано« (Предварительное издание)

С Боннским бетховенским трио: »Фортепианные трио Бетховена, Мендельсона« (предварительное издание); №1, »Русские фортепианные трио« (Avi-музыка); »Александр Алябьев« (Avi-музыка)

Директором Дома Дружбы Народов (ныне особняк Саввы Морозова) в то время была космонавт Валентина Терешкова, которая дала бесплатно этот зал для проведения  Творческого вечера".

Космонавт Валентина Терешкова
Космонавт Валентина Терешкова


"Спасибо Вам... знаете, до прихода на Ваш вечер меня некоторое время мучало желание покончить с жизнью. Но, сегодня, после Вашей музыки, я никогда не возвращусь к этой мысли".

Зритель Д. 1994г.,Творческий вечер композитора Армена Мерангуляна, Москва, 9 сентября, Дом Дружбы Народов.

"Сейчас, когда дети разъехались, я осталась одна. Я мало выхожу на улицу, на концерты. Но когда мне бывает особенно тяжело, я включаю видеокассету с записью трио, и эта музыка согревает меня".

Елена Бонер, вдова академика А.Сахарова, Москва, 1995 г.

«Музыка редкостной красоты... Там есть целые куски чистой классики. Оперу надо везти в Париж и передавать ее по радио и телевидению. Идите к Беллочке Руденко...».

Яков Абрамович Кисельман - первый муж Елены Бонер об опере Армена Мерангуляна "В лунные ночи",
Москва, 1995 год. Армен Мерангулян "Автобиография".


Трио памяти А.Д. Сахарова в Ереване впервые исполнили:

  • Многоталантливый Ашот Айвазян - виолончель,
  • Рубен Газарян - скрипка,
    Выдающийся дирижер Рубен Газарян, руководивший одним из известных камерных оркестров Германии и Европы, а в настоящее время – руководитель оперного театра; лауреат Первого Международного конкурса дирижёров имени Джорджа Шолти (2002).
    26 августа 2020 года во время пресс-конференции в театре "Гера" состоялось подписание контракта, согласно которому Рубен Газарян становится новым генеральным музыкальным директором театра "Альтенбург Гера" как минимум на четыре года, начиная с 1 сентября 2020 года. Вот официальный пресс-релиз театра: “Несмотря на ограничения, связанные с corona, полуторагодичный поиск преемника Лорана Вагнера на посту генерального музыкального директора театра Альтенбург Гера был успешно завершен.
  • Маринэ Шамахян - фортепиано.
    Кандидат искусствоведения; окончила Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского. Профессор, директор Русско-испанской высшей музыкальной школы, Испания.

«В Москве, на моем творческом вечере, который состоялся Доме Дружбы Народов в сентябре в начале 90 -х гг. прошлого столетия…

Творческии Вечер Армена Мерангуляна. Москва, Дом Дружбы Народов
Творческии Вечер Армена Мерангуляна. Москва, Дом Дружбы Народов

Трио памяти Андрея Сахарова в ансамбле со мной (Армен Мерангулян)  сыграли Татьяна Колчанова (скрипка) и Григорий Алумян (виолончель)» - из воспоминаний Армена Мерангуляна.

 

Армен Мерангулян и Нелли Ончурова. На дне рождении Армена Мерангуляна в доме композитора. Москва, 9 декабря, 2002 год.
Армен Мерангулян и Нелли Ончурова. На дне рождении Армена Мерангуляна в доме композитора. Москва, 9 декабря, 2002 год.

Композитор Армен Мерангулян и Нелли Константиновна Ончурова — театральный критик, член Союза театральных деятелей России, член Союза журналистов России, преподаватель РАНХиГС при Президенте РФ.

Газета «Московская Правда» - «И сказал Бог: «Я дал вам все...».

16 сентября 1994 г., Н. Ончурова.

«Мы почти забыли сейчас, что существует на свете радость, гармония, красота. Хмуро пробегаем по улицам мимо старинных особняков, скромных афиш, музеев - не до выставок, не до музыки... И сами не понимаем, как обкрадываем себя, оставляя на потом то, без чего душа существовать не может. Помните скромного провинциального учителя Тяпушкина из рассказа Успенского «Выпрямила»? Что понадобилось человеку, задавленному жизнью, бытом, чтобы воспрянула душа и открылось ей предназначение человека? Встреча с высоким искусством, символом вечной женственности - Венерой Милосской. И до сих пор, к счастью, посылает нам суетливая жизнь такие минуты. Иногда они приходят в тихом выставочном зале, у картины, или в общении с доброй, умной книгой, или на музыкальном вечере.

Именно такой оказалась творческая встреча с молодым композитором Арменом Мерангуляном в Доме дружбы народов, знаменитом морозовском особняке, что напротив станции метро «Арбатская». Нарядная красота небольшого зала удивительно гармонировала с сосредоточенной серьезностью музыки, с первых мгновений захватившей внимание слушателей. В исполнении трио (Т.Колчанова - скрипка, Г.Алумян - виолончель, А.Мерангулян - фортепиано) прозвучали фрагменты из балета «Чаша страданий», премьера которого состоялась этим летом на сцене Дворца культуры завода им. Владимира Ильича в постановке труппы «Балет России» под руководством Б.Мягкова. Концертное исполнение балетной музыки на библейский сюжет позволило лучше оценить гармонию музыкального языка А.Мерангуляна, поэтичность его видения мира, драматическое нарастание темы от светлой нежности детской колыбельной, юношеского романтического полета души к мужественному приятию жизни.

Интерес слушателей вызвали и фрагменты из оперы «Макбет», за которую А.Мерангулян, будучи еще студентом консерватории, был принят в члены Союза композиторов СССР. Солист театра Р.Виктюка Ярослав Здоров (обладатель редкого голоса - контртенора) эффектно исполнил две необычные арии: леди Макбет и колдуньи Гекаты.

Главное ощущение от музыки А.Мерангуляна, звучавшей на вечере, - чувство первозданной свежести, незамутненности мелодического языка, насыщенность мыслью, то есть продолжение великих традиций русской классической музыки, соединенных с национальным армянским мелосом».

Зара Долуханова на Творческом вечере композитора Армена Мерангуляна. Москва, Дом Дружбы Народов
Зара Долуханова на Творческом вечере композитора Армена Мерангуляна. Москва, Дом Дружбы Народов

Зара Долуханова Народная артистка СССР лауреат Государственной премии СССР, профессор, заведующая кафедрой вокального факультета Российской национальной академии им.Гнесиных. Величайшая оперная певица. На Творческом вечере Армена Мерангуляна, особняк Саввы Морозова,  Москва, 1995 год. Автобиографическая книга Армена Мерангуляна "Моя жизнь. Эпоха Арама Мерангуляна".  Музей рукописных и цифровых документов композиторов Арама и Армена Мерангулянов.  Москва.

«Событием в музыкальной жизни России стало исполнение оперы "В лунные ночи" московского композитора Армена Мерангуляна. Опера написана в лучших традициях российских композиторов. Музыка оперы запоминается красотой мелодий, сердечностью и глубокой трогательностью. Она чарует как слушателя, так и исполнителей, что случается крайне редко. А Мерангулян композитор молодой, но несмотря на молодость то, что он пишет, вполне подходит под определение - классик!».

Москва, 1996 год.

«На моем Творческом вечере присутствовала делегация физиков-ядерщиков США.

Инна Ивановна Кольгуненко
Инна Ивановна Кольгуненко
Физики-ядерщики США на Твлрческом вечере Армена Мерангуляна. Москва, Дом Дружбы Народов
Физики-ядерщики США на Твлрческом вечере Армена Мерангуляна. Москва, Дом Дружбы Народов


Физики-ядерщики из США на Творческом вечере композитора Армена Мерангуляна в Доме Дружбы народов, где также было исполнено фортепианное трио Армена Мерангуляна "Памяти академика Сахарова", Москва. 1995 год. Музей рукописных и цифровых документов композиторов Арама и Армена Мерангулянов. Москва.

Также были дочери Луиса Корвалана… Они пришли по приглашению приятельницы моего папы - Инны Ивановны Кольгуненко.

Основательница и первый директор Всесоюзного Института красоты в Москве, профессор Инна Ивановна Кольгуненко открыла путь молодому композитору Армену Мерангуляну к столичной сцене. Автобиографическая книга Армена Мерангуляна "Моя жизнь. Эпоха Арама Мерангуляна".  Москва, девяностые годы ХХ века. Музей рукописных и цифровых документов композиторов Арама и Армена Мерангулянов.  Москва.

Инна Ивановна Кольгуненко была близкой подругой жены Л.И.Брежнева - Виктории и также жены А.А.Громыко - Лидии. Инна Ивановна позвонила Виктории Брежневой чтобы пригласить на мой вечер Галину Брежневу, но Виктория сказала, что Галина очень пьет…

"Армен - яснослышащий композитор. Во время его вечера я видела Божественный Свет над сценой. Я думаю, что он - библейский композитор... Когда сидишь в опере, то, как правило, скучно. Что говорить. Зеваешь, ждешь, когда появится какая-либо одна мелодия, ставшая знаменитой, как: «О, дайте, дайте мне свободу...» . И когда она появляется, одна такая мелодия, то опера уже считается чуть ли не шедевром. Но, в основном, пока до неё нужно сидеть и ждать, как бы «в нагрузку» к ней. Скучно... А у Армена даже одна ария Макбета очень сильная по энергетике музыка. И, кажется, что сразу одновременно звучат не одна, а несколько разных мелодий. И это у Армена на протяжении всей оперы. И всё подряд такое...".

Комментарий Инны Ивановны Кольгуненко о музыке Армении Мерангуляна, прозвучавшей на Творческом вечере.

*«Спасибо Вам... знаете, до прихода на Ваш вечер меня некоторое время мучало желание покончить с жизнью. Но, сегодня, после Вашей музыки, я никогда не возвращусь к этой мысли".

Зритель Д. 1994г.,Творческий вечер композитора Армена Мерангуляна, Москва, 9 сентября, Дом Дружбы Народов.

Сын Главы музыки армянской, заместитель директора издательства Труд - Александр Арамович Мерангулян (второй слева) и Елена Бонер.<br />Москва. Начало 1990-х гг.
Сын Главы музыки армянской, заместитель директора издательства Труд - Александр Арамович Мерангулян (второй слева) и Елена Бонер.
Москва. Начало 1990-х гг.

«Сейчас, когда дети разъехались, я осталась одна. Я мало выхожу на улицу, на концерты. Но когда мне бывает особенно тяжело, я включаю видеокассету с записью трио, и эта музыка согревает меня".

Елена Бонер, вдова академика А.Сахарова,
Москва, 1995 г.

«Музыка редкостной красоты... Там есть целые куски чистой классики. Оперу надо везти в Париж и передавать ее по радио и телевидению. Идите к Беллочке Руденко...».

Яков Абрамович Кисельман - первый муж Елены Бонер  и его жена - Юлия Эммануиловна об опере Армена Мерангуляна "В лунные ночи",
Москва, 1995 год. Армен Мерангулян "Автобиография".

Елена Камбурова
Елена Камбурова

Из воспоминаний Армена Мерангуляна:

«Поздравить меня после Творческого вечера выстроилась целая очередь. Подошла меня поздравить Елена Камбурова и говорит: «Казалось бы вся музыка разрушена уже безвозвратно, но как Вам удалось все соединить и объединить…?»

Из воспоминаний Армена Мерангуляна:

«Московский режиссер, Аркадий (фамилию не помню), маму звали Флора. Они дружили с Еленой Самойловной Жигулевой-Ратнер, которая оформляла мой Балет «Чаша Страданий». Так вот, Аркадий говорит Флоре: «Всего три человека играют Трио памяти А. Сахарова, а как будто целый оркестр… Как это сделано? У других и большой оркестр не звучит…»

« Подошел ко мне мой дядя Алик Мерангулян - двоюродный папин брат, и говорит: «Кто тебе это все сделал». Он был так разъярен, что я даже испугался находиться с ним в одной комнате». Могу сказать о нем, что мой родственник был потомственный чекист, разведчик, КГБшник, двойник Первого секретаря ЦК Компартии Армении - Карена Демирчян и его референт. На фото выше (похороны композитора Арама Хачатуряна) Вы можете убедиться, как они похожи друг на друга. Гроб несет сам Первый секретарь ЦК Компартии Армении - Карен Демирчян, а еще правее стоит мой родственник - дядя Алик. Похожесть их бросается в глаза. Природа удивительным образом так сделала. Как написал о моем дяде Алике журналист, собственный корреспондент газеты Известия в Армени - Сергей Баблумян: «Алик Мерангулян стал похож на Карена Демирчяна больше, чем Карен Демирчян на самого себя в натуре»

Дядя Армена Мерангуляна - Альберт Врамшапухович Мерангулян (крайний, справа) на похоронах композитора Арама Хачатуряна. Ереван, май 1978 года. Гроб Хачатуряна несут: Т.Н.Хренников (крайний, слева) и Первый секретарь ЦК Компартии Армении - Карен Демирчян. Ереван, май 1978 года.
Дядя Армена Мерангуляна - Альберт Врамшапухович Мерангулян (крайний, справа) на похоронах композитора Арама Хачатуряна. Ереван, май 1978 года. Гроб Хачатуряна несут: Т.Н.Хренников (крайний, слева) и Первый секретарь ЦК Компартии Армении - Карен Демирчян. Ереван, май 1978 года.


ArmenMerangulianOpera АрменМерангулянОпера Армен Мерангулян (р.1962). Merangulyan
Институт музыки: "Музыка Русской Цивилизации, как источник мировой музыки".
Фестиваль "Нравственность в искусстве". Посвящается В.В.Путину и воссозданию Российской империи
© Издательство «ООО «АрменМерангулянОпера», 2010 год.
Серия «Библиотека АрменМерангулянОпера»,
УДК 781.6 + 78.089.7 078 ББК 85.31 М 52. ISBN 978-5-903167-03-6.

наверх