Избранное
Предки
Об истории фамилии «Мерангулян»
Композитор Армен Мерангулян принадлежит к зокскому роду. Фамилия «Мерангулян» на языке зоков произносится, как «Меран г`ули» и означает: «Меранский блаженный». «Меран» – от духовной горы Меру, «г`ули» – блаженствующий странник.
Армен появился на свет в знаменитом доме своего деда – Арама Арутюновича Мерангуляна (1899/1902 – 1967 г.г.) армянского композитора. В семье он единственный внук Арама Арутюновича Мерангуляна по линии его единственного сына – Александра Арамовича Мерангуляна.
Композиторы Арам и Армен Мерангуляны, по своему происхождению армянские зоки. Армянские зоки – среднеазиатские скифы – являются одной из групп потомков арьев. Потомки арьев в древнейшие времена, после катастрофы и потопа в Арктиде, и похолодания в Сибири, пришли в Индию и Иран. Затем часть этих племён – в том числе горстка зоков – через Кавказский хребет дошла до Араратских гор, к Нахчавану (родина деда Армена Александровича Мерангуляна) к озеру Урмия, и далее продвинулась до центра древнейшей цивилизации – Шумер. После гибели своей далекой родины они несли миру великую культуру и древнейшую религию, часть которой до сих пор осталась в текстах Вед и Авесты, передаваемых из уст в уста арийскими брахманами и парсами. У зоков, как и у других индоиранских народов, существовало свое жречество.
Для того чтобы лучше понять творчество Армена Александровича Мерангуляна, необходимо отметить значение творчества его деда, композитора – Арама Арутюновича Мерангуляна и рассказать о некоторых этапах в истории армянской музыки».
Армен Александрович Мерангулян по материнской линии является потомком семьи русских священнослужителей – Ильи Петровича Зайцева и его супруги Надежды Матвеевны Крутицкой
Илья Петрович Зайцев был последний настоятель Церкви усекновения главы Иоанна Предтечи в Братеево Московской области
Илья Петрович Зайцев - прапрадед Армена Мерангуляна, по материнской линии, имел до революции свой приход.
Армен Александрович также связал своё музыкальное творчество с религиозной тематикой, объясняя, что «любая музыка вне религии эфемерна, и не имеет никакого смысла». Либретто своих опер, основываясь на текстах священных писаний, пишет сам композитор. Он соединил свои мелодии с образами и жизнью святых, и поэтому, кажется, что технические средства его музыки диктуются ими.
«По данным 1926 г., население села составило 837 человек. В 1930-е годы в Братееве был организован колхоз «Путь Ильича», о жизни котором у старожилов Братеева остались весьма нелестные воспоминания. Церковь была в 1930 г. закрыта и отдана под клуб (ее настоятелем тогда был отец Илья Зайцев).
Когда фашисты подошли к Москве, на склонах Братеевского холма были сооружены артпулеметные точки, а рядом расположилась зенитная батарея, участвовавшая в отражении налетов фашистской авиации. Ожесточенные бомбежки привели к тому, что местный храм был полностью разрушен.
В 1950 г. все окрестные колхозы объединились в единый колхоз им. Ленина, причем первоначально планировалось, что его центральной усадьбой станет Братеево. Однако в итоге правление разместилось в соседнем Борисове.
В 1960 г. Братеево вошло в черту Москвы, но вплоть до 1980-х годов, когда здесь началась массовая застройка, продолжало существовать как сельское поселение."
Фрагмент из статьи Чусова Сергея Юрьевича "Первой школе Братеева - 100 лет" 2000 год.
«В школе Братеево, где помимо своих церковных обязанностей, преподавал Закон Божий Илья Петрович Зайцев…»
"... В школе было три отделения, или, по-современному, класса. Кроме Закона Божия и церковного пения обучали чтению, письму и арифметике, девочек - еще и рукоделию. Постоянно обучалось порядка 60 детей, мальчиков и девочек примерно поровну, кроме старшего отделения, состоявшего, в основном, из мальчиков. Небольшую группу составляли дети старообрядцев. Заведующим школой и законоучителем в ней служил братеевский священник Владимир Андреевич Кирьяков, за свое ревностное усердие в этой должности удостоенный похвалы епархиального начальства (в 1909 г. его сменил новый священник - заведующий школой и законоучитель - Илья Зайцев)».
Википедия. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Братееве.
"...Деревянная церковь была разрушена в 1920-е годы. Каменная была закрыта в 1930 году и переделана под клуб. Окончательно её разрушили, по одним данным, в 1940-е годы, по другим, в 1980-е годы, при сносе села...".
Михаил Иванович Крутицкий - заведующий финансовой частью Российской Государственной библиотеки (имени Ленина); главный покровитель Румянцевского музея Антона Павловича Чехова в Ялте (позже - Государственный Литературный музей).
«В Румянцевском музее в Ялте штат был всего три человека вместе с Марией Павловной Чеховой. Но она была рада, что музей теперь находился в ведении Российской Государственной библиотеки. Ведь это бывший Румянцевский музей, куда с 1912 года она сдавала на хранение рукописи Антона Павловича Чехова, его письма и многие другие материалы и фотографии. Все это послужило, позже, основанию Государственного Литературного музея. В эти же годы Мария Павловна впервые знакомится с главным бухгалтером (зав. финансовой частью Российской Государственной библиотеки) Михаилом Ивановичем Крутицким, который был главным покровителем музея вплоть до 1960 г. По всем сложившимся вопросам содержания музея Мария Павловна обращалась к нему»
Кузнецова Антонина Васильевна – бабушка композитора Армена Мерангуляна по материнской линии, внучка священника Ильи Петровича Зайцева и дочка Веры Ильиничны Зайцевой; дочка бухгалтера Василия Александровича Кузнецова из рода потомственных кузнецов Тверской области, села Маловасильково, деревни Ратмирово (его отец - кузнец, Александр Кузнецов, мать Марья Семеновна; их другие дети:
Татьяна Александровна Кузнецова, Анна Александровна Смирнова, Антонин Александрович Кузнецов - директор авиационного завода, погиб на фронте во времена Великой Отечественной Войны), Николай Александрович Кузнецов, Дуня, Павел Александрович Кузнецов (погиб на фронте во времена Великой Отечественной Войны).
P.S. В сети интернет в 2015 году открыто музыкальное виртуальное радио “МерангулянКультура”. ООО "АрменМерангулянОпера" имеет около 200 аудиотреков (более 24 часов музыки), которые постоянно пополняются вновь изданными произведениями композиторов Армена и Арама Мерангулянов. У этих композиторов их насчитывается около пяти тысяч во всех жанрах музыки. (К примеру, у И.С.Баха около одной тысячи произведений). Компьютерная программа установлена таким образм, что каждый раз музыка звучит в разных последовательностях, а при необходимости, можно выбрать нужный трек. Некоторые радиостанции транслирует свои передачи, для широкой аудитории, подключаясь через интернет к нашей музыкальной виртуальной сети.
Музыкальное виртуальное радио “МерангулянКультура” передает в эфир исключительно произведения двух композиторов – Арама Мерангуляна (1899/1902 -1967) и его внука Армена Мерангуляна (р.1962), объединяющих в своем творчестве музыкальные традиции народов Востока, Западной Европы и России, музыка которых являет Великую протоцивилизацию единой белой расы – Русскую Цивилизацию, представителями которой ныне являются славяне.
Произведения исполняются на древних музыкальных восточных народных инструментах под управлением Арама Мерангуляна (1926-1967), а также симфоническим оркестром Большого Театра России под управлением их главных дирижеров, и Евразийского оркестра при виртуальном радио “МерангулянКультура” под управлением Армена Мерангуляна. В записях участвовали певцы разных стран: США, Армении, России, Европы и сам автор – Армен Мерангулян. Тексты опер Армена Мерангуляна, текты песен, макамов и рангов Арама Мерангуляна звучат в записях на русском, английском, армянском языках.
Радио “МерангулянКультура” распространяет музыкальное и духовное наследие “МерангулянКультуры” в сети Интернет.
Трансляции ведутся для людей, переживших стресс, в учреждениях здравоохранения и других заведениях для облегчения физических и психических недугов и реабилитации людей. Как свидетельствуют многие, они подсознательно вспоминают прошлое белой цивилизации и заложенные в ее природе духовно–нравственные корни, облегчающие жизнь людей.
Трансляция этой музыки хороша не только для для радиостанций, а также в парковых зонах отдыха, на открытых площадках, стадионах, на концертах на берегу моря, на фоне урбанистических построек, где большое скопление народа. Она приносит благость, духовное очищение, патриотизм, так как в основе этой музыкальной культуры, в основном, лежат религиозные традиции Русской Цивилизации - Славяно-Арийской Империи, которая простиралась от юго-востока Европы, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, включала значительную часть Северной Америки, где жили Уррусы - Русы - учителя индейцевАмерики; и многие осторова и архипелаги, а также земли Сурии - Русии - Палестины - первичной прародины проторусов - кроманьонцев; Славян-Русов Индии, Русов - Чжурдженей Китая; Русичей - Самураев - (с Амура Айны) в Японии.
Возрождение аристократических традиций музыки Востока и Запада
Открытие композитора-классика нашего времени – Армена Александровича Мерангуляна
Если кратко сказать о значении творчества композитора Армена Мерангуляна - внука величайшего композитора ХХ века Арама Арутюновича Мерангуляна (1899/1902 – 1967 г.г.) основоположника армянской национальной профессиональной музыки и композиторской школы композитора Арама Мерангуляна, - то надо добавить следующее. Культурологи считают, что «элитарное» или «высокое» искусство не предназначено для широкой аудитории и потому не может, за редкими исключениями, оцениваться по количественным критериям; считается также, что для деятелей этого вида искусства выработан другой набор критериев, целиком основывающийся на экспертной оценке. Народу внушают, что элитарная культура — субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Апеллируя к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае круг тех и других почти совпадает), элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре в широком смысле. — Культурология: ХХ век: Словарь. — СПб.: Университетская книга, 1997. — С.554. Но Армен Мерангулян выбросил все эти фарисейские высказывания, как ненужный мусор и хлам и создал музыку, которая одновременно является музыкой для широких масс и аристократической музыкой, тем самым своей музыкой он отверг доктрину, разделившую общество на господ и рабов.
Музыка композитора нашего времени Армена Александровича Мерангуляна (р.09.12.1962 г.) является переходной от музыки академических композиторов ХХ века к музыке, открывающей Третье тысячелетие. Она смело может быть отнесена к современной академической музыке, которая декларирует ориентацию не на узкий круг «посвящённых» слушателей, а на народ, который, получив Знания, перестанет быть быдлом. В связи с этим ООО "АрменМерангулянОпера" создало свой Аристократический Театр России, в том числе и в сети Интернета.
К деятелям элитарного искусства относятся: композиторы, дирижёры, режиссеры музыкального театра, либреттисты, вокалисты, инструменталисты (солисты, оркестранты), музыкальные педагоги, музыковеды-исследователи, музыкальные критики, публицисты, популяризаторы, музыкальные издатели, редакторы, музыкальные библиографы, музейщики, организаторы концертно-театрального процесса - весь перечень этих специальностей можно отнести к композитору нашего времени Армену Александровичу Мерангуляну, в чем можно убедиться ознакомившись с нашим информационным ресурсом, который является и культурно-просветительский сайтом "АрменМерангулянОпера".
Тезисом «каждое действие вызывает равное ему противодействие» можно объяснить, почему именно в наше время родилась музыка Армена Мерангуляна. Его музыка - это возрождение музыкальных традиций наших предков. Она восстанавливает культуру нашего Отечества, «утраченные знания», «былое мировоззрение», гармонизирует общество, а также указывает путь дальнейшего развития музыки, в том числе и арийской.
Армен Мерангулян первый из деятелей культуры, искусства и композиторов-классиков, который на основе своего собственного творчества наметил дальнейший путь развития Театра. Композитор соединил Музыкальный Театр, Кино, Телевидение, Культовую музыку, созданную им, и обновил их в Информационных Технологиях; а именно: он объединил Театр, Кино, Телевидение, Церковь с возможностями ЭВМ, при помощи которых театрализованное зрелище, вобравшее в себя оперу, балет, симфонии, инструментальные концерты и многое др. всевозможные музыкальные жанры; обучающие ролики по композиторскому искусству – все это внедряется в народные массы не зависимо от места жительства, без ограничения возраста, образования, профессии и религиозных конфессий, и не зависимо от национальной принадлежности.
Яркое духовное начало и в музыке, и в либретто опер и балетов Армена Мерангуляна возрождают музыкальную традицию служения искусства Богу на данном историческом этапе посредством Информационных Технологий. Созданные композитором произведения, в основном, относятся к Культовой музыке. Одна из опер Армена Мерангуляна - опера “Царица Небесная Мария” охватила эпоху Нового Завета в музыке, где в многочисленных ариях, дуэтах, хорах, сценах, ансамблях, симфониях и других формах классической музыки, прослеживается яркое музыкальное мистически-религиозное начало.
Представлено множество Богов и Святых: Вседержитель, Святой Дух, Иисус Христос, Царица Небесная Мария, Святые апостолы и др.; сцены: 1.“Вальс странствующих по миру Инобытия”; 2. “Вифлеемская Звезда и Богоприимец – старец Симеон”; 3. “Благовещение”; 4. Симфония: “Непорочное зачатие от Святого Духа. Эволюция”;5. “Посещение Богородицей Елисаветы”; 6. “Поклонение волхвов и ария Богородицы - Мадонны Мерангулянов: “Тебе предалась, о Тебе помышляю…”; 7.“Сретение: “Ныне отпускаешь раба Твоего”; 8.“Хор под аккомпанимент Времени”; 9.“Святое Семейство. Ария Спасителя: “Как в Адаме все умирают, так во Мне все оживут”; 10. Монолог Иоанна Крестителя: “Глас вопиющего в пустыне”; 11.“Явление Христа народу” (состоит из тридцати двух номеров, написанных композитором по одноименной картине живописца А.Иванова.); 12.“Плачь Иеремии”; 13. Явление Святой Троицы: “Вы Ваших рук в Его Крови не омывайте, ибо Он есть кровь Моя”; 14. Дуэт Мертвого моря и Иордана: “Прощай, наше прерванное счастье”; 15.“Искушение в пустыне”; 16.“Нагорная проповедь” (в ней, дорогой читатель, ты услышишь музыкальные Заповеди блаженства и молитву “Отче Наш”); 17.“Ария Святого евангелиста Луки о сопутствующих диаволу легионерах: “Имя мое легион, ибо нас много”; 18. Креститель в темнице: “Не должно жить тебе с женою брата своего”; 19.“Танец Саломеи”; 20.“Казнь Иоанна Крестителя”;21. “Преображение”; 22. “Умножение хлебов”; 23. “Хождение по водам”; 24,“Притча о милосердном самарянине”; 25.“Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу”; 26. “Притча о блудном сыне”; 27. Ария Спасителя: “Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам…”; 28. “Неизреченная ария воскресшего Лазаря”; 29. “Въезд Христа в Иерусалим”; 30. “Тайная вечеря. Молитва в Гефсиманском саду и отречение Петра”; 31. Ария Иуды: “Возьмите обратно ваши деньги – то есть цена моей души…”; 32.“Голгофа. Понтий Пилат. Бард: “Остановись и ты, раскаченная мною же судьба…”; 33.“Богородица и Иоанн Богослов”; 34.“Богоубийство”; 35. Ария Марии Магдалины: “Христос Воскрес”; 36.“После мучительной смерти на глазах всего народа – феномен Воскрешения Иисуса Христа по свидетельству многих очевидцев”; 37.“Мировая Душа – День Пятидесятницы”; 38. “Успение Богородицы. Хождение Богородицы по мукам”;39. Эпилог: “Воскресшая Царица Небесная Мария пришла к Иоанну Богослову. Завет Царицы Небесной Марии человеку нашего времени”; и др.
Исполнение этой оперы-мистерии рассчитано на 12 дней.
В ближайшее время Русское музыкальное издательство "АрменМерангулянОпера" начинает публиковать пертитуры этой оперы с приложенными к ним аудио и видео записями. Следите за нашими сообщениями.
Благодаря своим собственным исследованиям, применению многих сокрытых в музыке экзотерических знаний, путем их вычисления, композитор обновил музыкальные формы и жанры. Поэтому они стали глубоко интересными простому народу, так как отвечают самой природе человека. Он перевел Музыку под покров Религии, переосмыслив назначение классической музыки через Культ; создал музыкальный Храм и Новую Музыкальную Культуру в сети Интернета.
В произведениях Армена Мерангуляна присутствует не только религиозное начало. Оперный цикл «Видение апокалипсиса», балетный цикл “Арктическая родина в Ведах” открывают новый вид искусства, который связал оперу, балет с высшей социологией, этикой, философией, новой исторической хронологией, эзотерикой; освещаются проблемы смысла жизни, этические нормы, вера в Божественный, таинственный, сверхъестественный мир и возможность непосредственного общения с ним при помощи его музыки.
Оперы и балеты Армена Мерангуляна – это система не только музыкальных религиозных, но и мировоззренческих сочинений. Композитор свел всю Музыку к двум истинам: Божественной Мелодии и Божественному Слову, тем самым пояснив, что искусство не должно быть средством оглупления людей, но должно нести каждому человеку осмысление его жизни. В произведениях Армена Мерангуляна во главу угла, прежде всего, поставлена Мелодия - как проявление личности и индивидуальности человека. По глубокому убеждению композитора Мелодия есть основа основ музыкального искусства, к каким бы музыкальным жанрам не относились сочинения композиторов.
Гармоничная, возвышенная мелодия способна приучить человека обращать свой взор к Высшим мирам, правильно логически мыслить, и соответственно гармонично жить в обществе, «где Космические Силы оказывают сильнейшее влияние на человека, а человек, в свою очередь, чувствует с Ними свое родство» (В.А.Истархов).
Одно из центральных мест творчества Армена Александровича Мерангуляна занимает оперный цикл «Видение апокалипсиса», повествующий о смене времен: конце привычного мира, причине вырождения одного вида людей и о расцвете новой эпохи - возникновении новой формы человечества.
В него входят оперы: «В лунные ночи», «Ной», «Грешники. Врачеватели. (Деяния апостлов)», «Царица Небесная Мария», «Апокалипсис» и др.
Если говорить о балетном творчестве композитора, то его балетный цикл «Арктическая родина в Ведах», написанный по мотивам одноименной книги потомственного брахмана Бала Гангадхара Тилака (1856-1920гг.), напоминает нашим соотечественникам об их генетическом прошлом, о предках, которые некогда проживали в Арктиде. Сюита первая с либретто и сценарием композитора в настоящее время состоит из семи балетов: балет №1 "Богиня зари Ушас"; балет №2 "Богиня речи Вач. Вариация новой мысли"; балет №3 «Жур птица - Священная Птица УРов» или второе название «Живите УРов»; балет №4 чакона “Преображение” и др.
На наш взгляд, понятие - русский балет произошло не от хореографов, не от композиторов и танцовщиков, костюмеров и т.п., а от самой природы русской Мелодии, которую в полной мере преподнес в свое время Петр Ильич Чайковский. Ее феномен - какая-то особая возвышенность, она присуща также и музыке Армена Мерангуляна.
Опера, балет и др., созданные нашим современником - светским человеком, словно цветок, пробившийся сквозь время, камни и бетон, изумляет публику сходством с музыкой старинных мастеров, и в тоже время она так современна. Что особенно удивляет, она совершенно чужда какой-либо стилизации и в ней нет механицизма.
Оперы и балеты Армена Мерангуляна - это не светская тема, для многих изжившая себя, не религиозные абстракции, а высшая социология, новейшая история и этика. Несмотря на то, что оперное и балетное творчество Армена Мерангуляна сложное и необычное по замыслу, музыка его так вдохновенна и мелодична, что легко воспринимается не только подготовленным слушателем, но и большинством людей.
Мелодии, одетые в чистые, возвышенные гармонии; древние музыкальные интонации; незатухающее звучание человеческого голоса, преимущественно, в традициях прекрасного пения; религиозное либретто, созвучное сердцам многих, - все это делает его оперу истинно народной, близко стоящей к народному пению. Его щемящие мотивы сразу берут за сердце, будят память о далеком прошлом национального этноса.
Либретто к своим операм и балетам создает сам композитор. Прежде всего, оно обращено к духовно настроенным людям. В них он отражает проблемы современных социологов, историков, косвенно археологов, математиков, и т.п. При прослушивании его опер, балетов и др.музыкальных произведений требуется усиленная работа мозга, логика, пересмотр и систематизация исторических фактов, возвращение к давно забытым этическим нормам, их анализ, и прочие стандартные приемы научного мышления.
Особенно ярко, все сказанное выше, отражается в последних операх Армена Мерангуляна: «Царица Небесная Мария», «Апокалипсис», и балетном цикле “Арктическая родина в Ведах”. В них композитор не только в словесной, но и в музыкальной, пластической (композитор сам стал хореографом своих балетов) форме сделал шаг к пониманию Космоса и роли человека в нём, возрождая тем самым музыкальную форму служения искусства Богу.
Армен Александрович Мерангулян изучил труды таких мыслителей, какими являются: А.Фоменко, О.Гусев, Б.Тилак, Б.Диденко, В.Истархов, И.Дьяков, Г.Климов, Д.де Ружмон, персидский поэт Низами Гянжеви, Папа Иннокентий Восьмой и некоторых других западных мыслителей. Идею создания оперного цикла «Видение Апокалипсиса» Армен Мерангулян получил от своего отца - Мерангуляна Александра Арамовича (р.08.06.1937) (по метрике Мерангуляна Адольфа Арамовича). Помимо этого отец направил внимание своего сына - будущего создателя опер «Грешники. Врачеватели. (Деяния апостолов)», «Апокалипсис» - на изучение трудов социолога Г.Климова и помог заново ему открыть музыку своего деда - композитора Арама Арутюновича Мерангуляна (1899/1902 – 1967).
Идею создания оперного цикла «Видение Апокалипсиса» Армен Мерангулян получил от своего отца - Мерангуляна Александра Арамовича (08.06.1937 — ??. 09. 2012) (по метрике Мерангуляна Адольфа Арамовича). Помимо этого отец направил внимание своего сына - будущего создателя опер «Грешники. Врачеватели. (Деяния апостолов)», «Апокалипсис» - на изучение трудов социолога Г.Климова и помог заново ему открыть музыку своего деда - композитора Арама Арутюновича Мерангуляна (1899/1902 – 1967).
Композитор не только работает во всех известных музыкальных жанрах: оперы, “симфонии для народа” (сорок и более), квартеты, сонаты, мугамы, прелюдии и фуги, балеты, фортепианные опусы, инструментальные концерты, кантаты; но и создает свои, новые, оригинальные музыкальные формы и жанры, полифонический стиль.
Издательство при ООО «АрменМерангулянОпера» для усовершенствования оперного, симфонического и др. музыкальных языков, публикует и издает труды, ноты, записки и т.п. Особое значение Армен Мерангулян уделяет научному изучению музыкального наследия своего деда - основоположника армянской национальной музыки - Арама Мерангуляна и музыки Востока.