Избранное
Виднейшие инструменталисты Мерангулян-оркестра
«Как арийские музыкальные древности, создаваемые композитором Арамом Мерангуляном с 1926 года, оценило нацистское руководство Германии и Сталинское руководство Большевистской России».
Аршавир Оганесович Фирджулян (в эмиграции Ара Севанян; англ, Ara Sevanian; 1915, Эривань - 4 января 2011, Лос-Анджелес) - советский и американский композитор, исполнитель на древнеарийском музыкальном инструменте - канон.
С 1926 года Фирджулян учился в классе композитора Саши Оганезашвили в Эриванской консерватории, играл в его ансамбле, а также Фирджулян играл на каноне в Оркестре народных инструментов радиовещания и телевидения Советской Армении имени композитора Арама Мерангуляна. В конце 1939 года канонист с Оркестром народных инструментов радиовещания и телевидения Советской Армении во главе с его создателем и руководителем, композитором Арамом Мерангуляном гастролировал в сталинской Москве на Декаде армянского искусства, где Фирджулян играл в Большом Театре для И.В.Сталина и Советского руководства.
По итогам выступления Фирджулян и Арам Мерангулян были награждены Орденом Трудового Красного Знамени.
Во время Великой Отечественной Войны, Аршавир Фирджулян попал в немецкий плен. Он содержался в концлагерях. Немецкое руководство узнав о том, что Фирджулян играл на древнеарийском инструменте в мерангуляновском оркестре, состоящим из самых древних музыкальных инструментов, позволило ему в концлагере заниматься музыкой.
Нацистское руководство в знак поддержки подарило Фирджуляну новый канон. Так солист оркестра народных инструментов Арама Мерангуляна - Аршавир Фирджулян не был побит, сожжен, уничтожен - но напротив, прибыв в Вустрау - лагерь для военнопленных, где Фирджулян вошёл в состав ансамбля, исполнявшего музыку для нацистского руководства Германии.

«А Земля, может быть, вовсе и не круглая, но плоская и длинная, со множеством материков… и где-то там, на краю ее, находится Рай, в который вход воспрещен…
Почему же руководство нацистов или большевиков, неявно для простого люда, так благоволило к арийской музыке…?
Потому, что это опознавательный знак, сигнал для того Руководства, которое находится в Раю…
Рай… Шамбала - Таинственный Великий Город, где живут Учителя Учителей, Махатмы, Боги…
Тот, кто владеет великим арийским оркестром и многочисленными музыкальными произведениями, созданными для него композитором Арамом Мерангуляном, учеником кяманчиста Саши Оганезашвили - носителя музыки гимнов убитого Орфея* - тот не будет сожжен Огненной Девой, тот не канет в Лету…
Ибо человек тот имея на себе Печать Бессмертия, снимет ее, пройдет через Реку Времени, и тогда его будет разделять лишь шаг до Вечной Жизни».
Армен Мерангулян «Моя Жизнь»
* «Гимны Орфея в 1927 году в нацистской Германии исполнял также Саша Оганезашвили…
А в Ленинграде советском, в 1928 году, Саша Оганезашвили дал 15 концертов с программой «Армяно-персидская инструментальная и вокальная музыка. «Перед концертом с лекцией об армянской музыке выступил академик Иосиф Орбели. Все те, кто слышали выступление этого ансамбля, независимо от их музыкального уровня высказывали свое восхищение. Музыковед Вайнкоп в журнале «Рабочий и Театр» по этому поводу пишет: «То, что нам показал ныне гастролирующий в Ленинграде музыкальный коллектив, исполняющий армяно-персидскую музыку, превысило наши все ожидания. В репертуаре были армянские народные песни, в том числе и песни западных армян, и персидские музыкальные поэмы, составленные из народных песен и танцев двух народов. Эта музыка потрясает не только особенностями своих форм, но и жизненной силой, и трогательно захватывает. Иногда кажется, что прошлое во всей своей первоначальной мощи обнажается в музыкальном переживании. Очень сильное впечатление оставляет Саари, которое произошло от гимнов, посвященных Орфею».
Фрагмент выступления: Фирджулян, будучи в США, в знак любви к Араму Мерангуляну играет его танец «Анахит»
Танец «Анахит» посвящен моей бабушке Анахит Такоровне Овсепян, дочери сочинского купца - Такора Овсепяна, которого в 1930 - е годы в числе десяти самых богатых людей г. Сочи закопали живым в вагоне поезда в предместье Сочи. В 50 - е годы, бывший купец Российской Империи - Такор Овсепян был реабилитирован.










Согомон Сейранян (03.09.1907 - 06.05.1974)

знаменитый музыкант Ансамбля народных инструментов радиовещания и телевидения Армении имени Арама Мерангуляна, исполнитель на древнеарийском музыкальном инструменте - тар, названном так в честь Древанеарийской Богини Тары;
Согомон Сейранян, исполнитель на таре всех солирующих партий - «импровизаций» в многочисленных сочинениях Арама Мерангуляна, которые композитор создавал с 1926 по 1967 гг для руководимого им Заслуженного Ансамбля народных инструментов радиовещания и телевидения Армении (с 1967 года носящего имя великого арийского композитора - Арама Мерангуляна).
Композитор Арам Мерангулян «Нежная роза»
Партию на таре исполняет Соломон Сейранян. Ансамбль народных инструментов радиовещания и телевидения Армении имени Арама Мерангуляна, дирижер - Арам Мерангулян. Советская Армения.

являлся одновременно и первым руководителем Оркестра народных инструментов государственной филармонии Азербайджанской ССР.
Поэтому, приятно послушать в его исполнении «Баяты Исфахан» (Мелодии Исфахана) - древний арийский макам в честь богини Тара (Таруса), которая является небесной хранительницей Природы, а также реки Тартар… покровительницей Славяно-Арийского народа; сестра Бога Тарха - Богиня Тара - есть младшая дочь бога Перуна. Образ ее всегда излучает добро и заботу, не только о Природе, но и о Родах белой Расы».
«Баяты Исфахан» (Мелодии Исфахана) в настоящее время - один из мелодичных фрагментов иранской, азербейджанской… традиционной музыки, состоящий из набора мелодий, которые вызывают различное душевное настроение у слушающих».

Макам (мугам) «Баяты Исфахан» - «Мелодии Исфахана»
Обработка А. Иоаннесяна. Оркестр народных инструментов Азербайджанской Государственной филармонии п/у заслуженного деятеля искусств Аванеса Айрапетовича Иоаннесяна. Партию на таре исполняет Согомон Сейранян (Сейранов).
Запись 1938 года, СССР, Советский Азербайджан.