Музыка Русской цивилизации на Кавказе

История армянской Консерватории

 

ctariyerevan2.jpg Ереван времен Арама Мерангуляна и Саши Оганезашвили. Неподалеку от улицы Кирова находится здание, в котором распологалась первая Ереванская Государственная консерватория (см.ниже) , основанная в 1921-1923 г.г. Правительством Советской Армении и при активном участии ректора Восточной Консерватории (г.Баку) профессора Александра Аршаковича Оганезашвили (1889-1932), его ученика композитора Арама Мерангуляна, Александра Александряна, Гейдара Алиева. Государственная Ереванская консерватория стала носить имя Комитаса только лишь с 1948 года, а нынешнее ее здание построено в середине 70-х годов ХХ века. (См.ниже.)

 

 

cakcofon (3).jpg Создатели первого в мировой истории социалистического государства Владимир Ильич Ленин (1870-1924 )и Иосиф Виссарионович Сталин (1878/1879-1953) Дом-Музей рукописных и цифровых документов композиторов Арама и Армена Мерангулянов. Москва.

 

troiza.jpg

 

ctaraykoncervatoriy.jpg Первая Ереванская Государственная консерватория, основанная в 1921-1923 г.г. Правительством Советской Армении и при активном участии ректора Восточной Консерватории (г.Баку) профессора Александра Аршаковича Оганезашвили (1889-1932), его ученика композитора Арама Мерангуляна, Александра Александряна, Гейдара Алиева. Государственная Ереванская консерватория стала носить имя Комитаса только лишь с 1948 года, а нынешнее ее здание построено в середине 70-х годов ХХ века (см.ниже.). В этом здании преподавали корифеи - восточные классики - Саша Оганезашвили, Арам Мерангулян, Александр Александрян, Гейдар Алиев.

 

novikoncervatoriy.jpg Здание современной Ереванской Государственной консерватории им.Комитаса, в которой с 1981 по 1989 годы учился внук основоположника армянской национальной музыки и композиторской школы композитора Мерангуляна Арама Арутюновича (1899/1902-1967), будущий русский композитор-классик, наследник и глава композиторской фамилии Мерангулян - Мерангулян Армен Александрович (р.1962).

 

Армен Мерангулян.  Опера “Царица Небесная Мария. Русский Бог”, сцена: "Явление Христа народу" из семи картин. Картина пятая: "Сакральная беседа. Сошествие Святой Троицы" Фрагмент "Колокольный Гимн"

исполняют: Солист Армен Мерангулян. Оркестр "АрменМерангулянОпера". Художественный руководитель Армен Мерангулян.

© ООО "АрменМерангулянОпера", 2014.Том седьмой УДК 781.6 + 78.089.7 078 ББК 85.31М 52 ISМN 979-0-9003093-4-1

 

 

"Армянский музыковед Гурген Геворкян в своей книге  «Саша Оганезашвили», издательство «Айястан», Ереван, 1973 г. пишет: "После установления Советской власти в Армении в 1921 году, 22 декабря в Ереване открылась Ереванская музыкальная студия. Этот факт в дальнейшем послужил началом преподавания в Армении музыки на профессиональной основе. В 1923 году Правительством Советской Армении по указанию И.В.Сталина и В.И.Ленина студия была преобразована в Ереванскую Государственную консерваторию, где были факультеты: фортепиано, скрипки, виолончели, пения, музыковедческий, хорового пения, духовых инструментов.  А с сентября 1926 года Комитетом народного просвещения Армении впервые был создан факультет восточных инструментов, где обучалось свыше 100 человек. Народный Комиссар иностранных дел Асканаз Мравян пригласил Сашу Оганезашвили преподавать на этом факультете Ереванской Государственной Консерватории. Там преподавали также и корифеи восточной музыки - Арам Мерангулян, Александр Александрян, Гейдар Алиев.

Саша Оганезашвили был также основоположник и первый ректор Восточной консерватории (г.Баку) в 1920 году. Он - ученик выдающегося армянского кяманчиста Оганеза Оганезова (Ованнес Ованнисян 1855-1909 гг.); в дальнейшем учитель композитора, основоположника армянской национальной профессиональной музыки и композиторской школы Арама Арутюновича Мерангуляна (1899/1902-1967). В 1922 году Саша Оганизашвили оставляет город Баку и переезжает в город Тифлис (Грузия), где в 1924 году при Доме армянского искусства была открыта по требованию любителей музыки Музыкальная студия, в которой Саша преподавал на факультете восточных инструментов".

Чем Ереванская Государственная консерватория отметила имена этих корифеев?  Умалчиванием имен... Сокрытием имен композиторов-классиков: Саша Оганезашвили, Арама Мерангуляна... Студенты Ереванской Государственной Консерватории ныне имени Комитаса получают калейдаскопические знания по всем предметам - отдельные, "нужные", отрывистые. От них сокрыты и историческая панорама музыки, и имена великих композиторов, и исторические факты (например, в 1923 году Комитас был в стенах психиатрической клиники в городе Париже и никак не мог быть причастен к основанию Ереванской Государственной консерватории); студенты, имея разрозненную информацию, никак не могут собрать воедино всю мозаику исторических знаний. От них спрятана мера всему.  Мера - помимо прочего, это и объективная реальность во все времена. Музыкальное искусство всего Закавказского региона представляет собой единое полотно, и нельзя разделить его на отдельные квартиры. 

Возвращаясь к книге Гургена Геворкяна «Саша Оганезашвили» можно сказать: «Отношение к восточной музыке, как и к другим отраслям культуры Востока всегда было не бережным, но прискорбнее всего то, что по причине отсутствия личностей, работающих в этом направлении и интересующимися восточной музыкой и её путями развития, она постепенно стала терять свое значение и, влившись и ассимилировавшись в музыку Европы, потерялась в ней". Первый, кто обратил внимание на факт противоестественного положения в восточной музыке, был Саша Оганезашвили.

Будучи «Сыном Закавказья», Саша создает Дом Восточной музыки, центром которой должно было явиться Закавказье. И он в сентябре 1920 года стал первым ректором Государственной Восточной консерватории в Баку, объединяющей города Баку, Тифлис, Эривань, чтобы на основе сохранившихся традиций уходящего восточного композиторского искусства гусанов, ашугов подготавливать кадры сугубо восточного направления. Необходимо отметить, что он не руководствовался западной композиторской школой, как основополагающей для культуры Востока, а наоборот напоминал, что она берет свои начала от Востока (Примечние. По мнению редакции "АрменМерангулянОпера" музыкальный язык Востока был привнесен с ушедшей под воду Арктиды). Саша, будучи сам виртуозом-кяманчистом, был также замечательным знатоком оркестра восточных инструментов, и имел исключительный успех в Персии, Армении, Грузии, Азербайджане, России (в г.г.Москве и Ленинграде), в Германии.

В настоящее время композиторы не умеют писать музыку Востока, мыслить по-восточному, потому они лишь только стилизуют её «под Восток». Да и вообще, практически её никто не умеет писать, потому что не умеют "говорить" - не знают языка музыки, его логики. Необходимо хотя бы в Ереванской консерватории проходить курс по изучению богатейшего наследия произведений восточной композиторской школы Арама Мерангуляна, Саши Оганизашвили  и других классиков Востока. Обучать оркестровке восточной композиторской школы, её традициям, заложенным Арамом Мерангуляном.

Комитас - это церковное имя. Имя Комитаса (Согомона Согомоняна; «Согомон» - это армянская транскрипция имени «Соломон») присвоено Ереванской консерватории только после Великой Отечественной Войны в 1948 году.  Кстати сказать, 1948 год стал знаменательным во всем мире... До 1958 года, когда приехавший в город Ереван профессор Х.С.Кушнарев создал комитасоведение, само имя Комитаса не пользовалось популярностью в Армении. Создав псевдокомпозиторскую школу на основе записей собирателя крестьянского фольклора Комитаса (Согомон Геворкович Согомонян, 1869-1935) - ученого монаха, учителя из армянского  духовенства (вардапета), не композитора, Х.С.Кушнарев способствовал тому, что музыка крестьянского сословия (рабов), стала для армянского народа классикой. Классика же, напротив, погибла. Это привело к необратимому угасанию и забвению классики предков армян, постепенному вытравлению из искусства и музыки имени Арама Мерангуляна, Саши Оганезашвили и ряда других композиторов их последователей; отучило композиторов глубоко проникать в оккультные и глубокие процессы; способствовало разрушению армянской национальной музыки и разделению ее на «передовую», «авангардную» - западную; и «отсталую», «колхозную», «деревенскую», «плебейскую» - армянскую традиционную музыку.  В основном, композиторы стали заниматься хаосом, изображением и декадентством. Классика стала превращаться в пережиток прошлого... И так воспитывается поколение за поколением... Не потому ли армяне, рассеявшиеся по всему миру, уязвлены тем, что они стали рабами и придатками чужих государств, где у них нет никакой собственности и они влачат жалкое существование второстепенных иммигрантов.   Так незначительная деталь - придание имени Комитаса мирового значения - привело к пагубным фактам. И не потому ли психиатрические клиники Еревана переполнены молодежью.

Вспомним факты. 26 мая 1936 года из Франции в город Ереван привезли гроб с телом Комитаса. По рассказам очевидцев народ мог увидеть его лицо через маленькое стеклянное окошечко, сделанном в гробу, который стоял тогда в Малом концертном зале. Комитас, как и три года тому назад Саша Оганезашвили, умер при загадочных обстоятельствах в сумасшедшем доме 22 октября 1935 года. Семь месяцев его прах везли из Европы в Армению! Это же магия и колдовство! Интересен тот факт, как  во времена противостояния СССР и Запада, стороны могли договориться и привезти тело несчастного, покинутого и забытого в сумасшедшем доме Комитаса, устроить ему почетные проводы? Как говорят в Армении: «Умри - затем лишь полюблю». Более того, сделать из него композитора, основоположника армянской музыки. Ведь, и Саша Оганезашвили, помимо всего прочего, также записывал армянские национальные мелодии. А что мелодии, записанные Комитасом лучше, чем мелодии, записанные Сашей, или тут что-то другое? Чем теоретические статьи Комитаса, например, об особенностях лорийского оровела выше и интереснее статей и лекций также научного порядка Саши Оганезашвили, скажем, о закономерностях оркестровых стилей, многоголосии, способов инструментовки восточного оркестра? Почему не изучают и его? Комитас - теоретик, хороший церковный хорист,  ну, а тем более, если он и разгадал хазы - древнюю языческую зашифрованную музыку, то он - сам по себе - человек выдающийся. Однако, его разгадка хазов ушла с его сумасшествием и смертью (вполне возможно не случайно), а остались после него: хоры; записи мелодий в один голос; крестьянские мелодии, которые в лучшем случае звучат в сопровождении европейского фортепиано, церковного хора. Оркестра Комитас не знал. По мнению профессора Ереванской консерватории М.Г.Арутюнян: «Его собственные сочинения намного ниже, чем его же обработки одноголосной музыки». Музыка Комитаса ближе к европейской церковной музыке, Восток там выхолощен. Да, и церковь не допускала языческой музыки гусанов. Зачем армянам смотреть на Восток, вдруг, что-нибудь вспомнят, создадут свое, тогда им и Европа не нужна. Создается такое впечатление, что две смерти - смерть Саши Оганезашвили и смерть Комитаса - сознательно чьей-то «незримой» рукой синхронизированы.  Убрали одного и привезли другого». (Прим. Армена Мерангуляна).

Но где же те, кто основал мою же, родную Ереванскую консерваторию (примечание композитора Армена Мерангуляна), кто создал первый класс древней, арийской, армянской музыки (на основе искусства гусанов, випасанов и др.тысячелетней давности) и первый специальный класс народного факультета, на котором обучалось более 100 человек? Их нет... Мои все документы, которые были написаны в годы обучения в Государственной Ереванской Консерватории с 1981 по 1989 гг.( примечание композитора Армена Мерангуляна) благополучно "исчезли" при молчаливом согласии всего руководства консерватории.

Далее, я  (примечание композитора Армена Мерангуляна) подхожу непосредственно к главному входу Ереванской консерватории. Меня там встречает пантеон «богов», преимущественно европейской школы: Шостакович, Хачатурян, Бах, возможно, там был и Бетховен, не помню, и многие другие. Их бюсты твердо стоят на постаментах. Но возникают недоумение и вопрос. Шостакович, он, ведь, не имеет, на первый взгляд, никакого отношения к армянской музыке, и не являлся её основоположником. Еще задолго до появления на свет Хачатуряна, существовала уже много веков армянская музыка. Не думаю, чтобы Бах думал о судьбе армянской нации, хотя та музыка, которая проходит под именем «Бах», действительно, как отмечают многие не только в Армении, но и в России - «армянская». Да и Бетховен не знал армянской музыки. А сочиняли армянскую музыку гусаны. На протяжении многих тысячелетий. И необязательно это доказывать какими-либо найденными свитками со старыми нотами или давтарами.

Далее, я (примечание композитора Армена Мерангуляна) поднимаюсь по этажам. В одном из коридоров портреты композиторов - «советских» классиков. Мой педагог, человек умный и неоднозначный, уважаемый в определенных армяно-американских обществах композитор, профессор Эдгар Оганесян - первый из них. Теперь, спустя десятилетия, не могу не сказать (примечание композитора Армена Мерангуляна), что Эдгар Сергеевич - мастер коллажа восточной музыки, европейской композиторской школы ХХ века и ее музыкальной техники. 

Бах, Бетховен, Моцарт - это тоже наша КультУра, но в недавнем прошлом. Настает новое время. Раз уж до сих пор по миру каждый день слушают CD с записями музыки Арама Мерангуляна, солистов его оркестра, его обработки и переработки гусанов и ашугов (в магазине Лос-Анжелеса по продаже также и дисков Арама Мерангуляна говорят, что «эти диски - наши иконы»), то уж будьте любезны, поставить перед входом в Ереванскую Государственную консерваторию памятники восточным классикам, «видным деятелям армянской национальной музыкальной элиты»: Араму Мерангуляну, Саше Оганезашвили, Александру Александряну, Гейдару Алиеву - истинным основоположникам Ереванской консерватории. Кстати, опять встает вопрос, который был предъявлен Сашей Оганезашвили в 1928 году, повторяю его: «Армянская консерватория должна стать Домом по изучению музыки Востока»

Арам Мерангулян. Ария Хачезаре "Семь лет мне свет не мил" («Етъ тари» - арм.транск.) из первой армяно-курдской национальной оперы "Сиаманто и Хачезаре" по одноиенной поэме О.Шираза. Русское музыкальное издательство "АрменМерангулянОпера" впервые выпустило в свет партитуру Арии Хачезаре "Семь лет мне свет не мил" Арама Мерангулян и посвящает это издание вдовствующей императрице Ирана Фарах Диба Пехлеви - Farah Pahlavi в память о ее нахичеваньских предках и Нахичеване - родине композитора Арама Мерангуляна.

исполняют: в роли Хачезаре Офелия Амбарцумян и Заслуженный Ансамбль народных инструментов Радиовещания и Телевидения Армении им.Арама Мерангуляна. Дирижер Арам Мерангулян.

Окна бывшего дома Арама Мерангуляна и висящая при входе в дом мемориальная доска смотрят на Ереванскую консерваторию. Если есть музыкальная школа и памятник Саят-Нове, то, естественно, должна быть и музыкальная школа и памятник Араму Мерангуляну, воскресившего всего Саят-Нову, а также и Саше Оганезашвили - «приемнику Саят-Новы». Их именами должны быть названы хотя бы улицы в городе Ереване, в котором, прежде всего, должна звучать энергия вибрационных полей армянской народной музыки. Ее виртуозно исполнял Саша Оганизашвили и воссоздал в свою очередь Арам Мерангулян.

Сколько тысячелетий древней арийской  культуре, в том числе музыке и тем нравственным ценностям, что несет в себе эта культура? Партитуры и музыка, созданные Арамом Мерангуляном, замечательный древнеарийский письменный музыкальный памятник культуры. Необходимо проходить курс по мерангуляноведению и изучать теоретические труды не только Комитаса или церковную музыку, но, и все обширное творческое наследие Арама Мерангуляна.  Изучать его профессиональную музыку, а не фольклор, как её преднамеренно «величают», чтобы скрыть её от профессионалов-композиторов.

Изучать ее не только в стенах Ереванской консерватории, но и в России, так как она имеет прямую связь с музыкой России, музыкой будущего, её композиторской школой. Русь, помимо Европы, это прежде всего Восток, Сибирь, Азия.

Следует прослушать просто музыку того же Баха, или Арама Мерангуляна, или гусанов и ашугов, или музыку русских волхвов, и понять, что арийская музыка едина, и родина её кроется не в «древней» Элладе, и столь же «древнем» Риме, не в Эпохе Возрождения, не в локальных Армении или Азербайджане;  она возникла некогда с появлением цивилизации арийской расы около 35-40 тысяч лет назад. Армянские композиторы-язычники прошлого - гусаны (гусляры) жили в Нахичеване, вблизи УрАрТу. УрАрТу означает место стоянки Уров - первых белых людей - родоначальников Арийцев, которые отделяли себя полосой Великого Турана.

Композитор АРАМ МЕРАНГУЛЯН макам "На путях далекой чужбины": написание партитуры, вступления, переходов, сочинение оркестровых голосов для различных инструментов оркестра, обработка вокала, гармонизация, полифонический стиль, оркестровый стиль. Слова к древнему макаму вписал в первой половине ХХ века поэт Аветик Исаакян. Исп. солист О.Бадалян Заслуженный Ансамбль народных инструментов Государственного Комитета радиовещания и телевидения Армении им. Арама Мерангуляна. Дирижер Арам Мерангулян

И сколько бы русских композиторов, изучив композиторскую школу Арама Мерангуляна, труды Саши Оганезашвили, могли бы воспрясть, подобно детям Солнца, и сочинить прекрасные совершенные мелодии..." (примечание композитора Армена Мерангуляна).

Армен Мерангулян. Пролог к опере “Царица Небесная Мария” (опера-мистерия в XII действиях, с Прологом и Эпилогом), часть I: «Не жертвы хочу Я, но милости...» исполняют: Солист Армен Мерангулян. Оркестр "АрменМерангулянОпера". Художественный руководитель Армен Мерангулян. Армен Александрович Мерангулян. Библиотека АрменМерангулянОпера, том четвертый. УДК 781.6 + 78.089.7  078 ББК 85.31 М 52 ISМN 979-0-9003093-0-3