Основоположник армянской национальной профессиональной музыки и композиторской школы. 

Отец армянского национального оркестра: создатель и разработчик оркестровой (партитурной) письменности и вокально-инструментального стиля армянской музыки.

Ансамбль имени Арама Мерангуляна - главный государственный ансамбль армянской нации и символ единства народов Армении, России и всего Востока.

 

Господа международные АГЕНТЫ и ПЛАГИАТОРЫ, имейте в виду, что при рассмотрении данного материала, все Ваши действия фиксируется и анализируются.

Вы изучаете материал, созданный Мерангуляном Арменом Александровичем при участии Музыкального научно-исследовательского методического кабинета им.Арама Мерангуляна.

Фрагмент из Тома II полного собрания сочинений Армена Александровича Мерангуляна и Арама Аруюновича Мерангуляна. ©Издательство «ООО «АрменМерангулянОпера»,  2010 год.  Серия «Библиотека АрменМерангулянОпера», УДК 781.6 + 78.089.7  078  ББК 85.31  М 52. ISBN 978-5-903167-03-6.

Во избежание судебных исков изучайте

Правила использования информации. Публичный договор присоединения.

 

3. Детальное изложение материала «Анализ творчества Арама Арутюновича Мерангуляна (1899/1902-1967). Музыка Русской Цивилизации на Кавказе».

Для тех, кто интересуется историей армянской музыки, а также жизнью и творчеством Арама Мерангуляна, можно сказать следующее.

Чтобы яснее представить творчество мастера по композиторскому искусству, необходимо осознать его прожитую жизнь и хотя бы кратко прикоснуться, познакомиться с той средой и окружением, в которой вырос и сформировался человек, как художник.

1934 год. Город Тифлис. Первая дивизия. Арам Мерангулян (слева)










Итак, из-за ожесточенных войн в начале ХХ века, которые имели место не только в Нахичеване, но и на всем Закавказье, организуются новые ашугские объединения, измельчавшие к тому времени; они были разъединены друг с другом; а с приходом советской власти в начале ХХ века ашуги были, прежде всего, колхозниками, которые возделывали землю, а в свое свободное время воспевали колхозный строй, распределение трудодней, соцсоревнования, вождей революции - Ленина и его соратников и т.д.; их музыкальная композиторская школа уже перестала быть профессиональной.

Так произошло уничтожение армянской национальной классики и армянской национальной музыкальной элиты, замена ее музыки крестьянским фольклором, а вслед за этим утрата профессионализма. На её место затем насаждается советская композиторская «элита» - «советские  классики»  - копирующие образцы западной  музыки. Оказывается под «классикой» можно понимать всё, что угодно... Да, и в музыкальный мир советской эпохи ринулись наиболее хищные по своей природе особи и  нашли себе здесь удобные, безопасные места для жизни. Так как можно играть и мимикризировать...

Однако, живя среди общества «нового времени», советской идеологии, композитор Арам Мерангулян не пользовался канонами и традициями Европейской музыкальной школы; он, будучи по своей генетической памяти и по происхождению носителем и знатоком древней музыки арьев, принес множество тайн и секретов духа музыки своих далеких прародителей; разработал свои профессиональные каноны для нового по специфике оркестра восточных инструментов.

Из книги Армена Мерангуляна «Моя жизнь»: «Детские дни и вся жизнь самого Арама Мерангуляна прошли  в том месте на земле, где в гармоничном очертании супружеской четы - Большого и Малого Арарата, словно видишь Ноя и его жену, держащих за руку друг друга и в вечность перешедших. Маленький Арам прислушивался к камням той земли, и музыка, исходившая из самой земли, казалось, многоголосием  древней цивилизации отражалась в его душе.

Арам осиротел в 11 лет, и единственной радостью, которая озаряла его грустное детство, была любовь и привязанность к родной народной музыке. Он начинает самостоятельно учиться играть на таре и вскоре добивается заметных успехов - в короткое время становится известным, как лучший тарист в республике.

Его внутренний духовный слух человека древней расы заставлял его воссоздать утерянную, рассыпанную по Армянскому нагорью, арийскую музыку. К юному Араму, словно во сне, явились забытые ее мягкие гармонии, не повторяющиеся строгие мелодии с неуловимой восточной сладостью. Арам упоенно занимается игре на таре, в печальном и нежном трепете струн  которого ему послышалась мольба: «… Отыщи моих братьев родных и сестер - странников бедных, сиротливо блуждающих по пустынным тоскливым местам. Направь их стези, и построй отчий дом им, Арам,  в Араратской стране…

…Бродил мальчик Арам по улицам Араратской страны, которые были наполнены беженцами из турецкой Армении, пережившие геноцид, и до его слуха доходили песни, переходящие в стон. Они разносились на турецком языке.

Мальчик не понимал, о чем говорили плачущие женщины и старики, но одно было ясно, что песня исходила вовсе не из их уст, но из омертвевших сердец.

Арам чувствовал, что эта песня облегчала страдания их души, как слезы, в пору несчастья. Слушая эту песню, он шел по улицам и подпевал им, и казалось, что в какой-то миг вселенная превратилась в единую песнь, где нет ни горя, ни нужды, ни страданий.

Неужели так всемогуща песнь?! И в тот миг откровения он постиг все значение человеческого пения, сила которого может объединить людей и спасти человека. Арам понял свое назначение.

И потому самым большим вдохновением Арама Мерангуляна всю жизнь был голос - человеческий голос. Вечный голос многих и многих забытых поколений его предков, которые  жили той же песней. Он воскресил ее в своей душе и сочинил сотни песен, каждая из которых – истинный шедевр. И эти шедевры когда-то лились из всех окон ереванских домов и для каждой армянской семьи были привычны, как солнце. И даже в его последний путь провожала она, его же песня-гимн «Горы Родины моей», которая является гимном Родине и Отчизне…».

Непрекращающаяся внутренняя работа его души, воля и последовательность в характере, позволили юному Араму в жутких условиях 1912-1919 годов, когда в Армении под стенами Первопрестольного Святого Эчмиадзина лежал и умирал от голода армянский народ, организовать самодеятельную группу народных инструментов. А в 1926 году усилиями к тому времени лучшего во всей Армении тариста Арама Мерангуляна  был создан первый профессиональный (не самодеятельный: в ансамбле участвовали одни профессионалы-прим.изд.) вокально-инструментальный ансамбль народных инструментов Ереванского радиоузла, исполняющий армянскую народную музыку.  В последствии ансамбль получил статус Заслуженного ансамбля народных инструментов Государственного Комитета радиовещания и телевидения Армении имени Арама Мерангуляна. Ансамбль носит его имя с 1967 года. Арам Мерангулян – художественный руководитель, дирижер  и композитор, создающий свои собственные музыкальные произведения, а также  транскрипции, переработки, гармонизацию, обработки, оркестровки музыки гусанов, ашугов, сазандаров, и многих других композиторов для своего нового по специфике оркестра. Арам Мерангулян  создал также стиль полифонического письма в армянской музыке; им же были разработаны принципы оркестровки восточного оркестра,  определен состав инструментария восточного оркестра в Армении (оркестра народных инструментов Армении им. А. Мерангуляна) – «мерангуляновский» состав.

Вот, что пишет Г.Симонян в статье «Большая заслуга. Высокое искусство», посвященная  60 - летию со дня рождения Арама Мерангуляна. Газета «Советская Армения. Ереван 1962 год. «Арам Мерангулян ...открыл  путь, который возвел древние инструменты Востока на большую сцену.  Он  устранил главный недостаток существующий в армянской музыке - отсутствие профессиональных традиций, национального оркестра и произведений для него. Арам Мерангулян создал классический репертуар и настоящие профессиональные традиции в области армянской инструментальной, вокальной и композиторской школ. Ранее, до Арама Мерангуляна музыка в Армении, как и преимущественно на Востоке, звучала, в основном, соло или в унисон. Арам Мерангулян заставил  дудук, кяманчу, канон, тар, дъол, уд, шви ...оставить вековое «одиночество». (По заказу Арама Мерангуляна были воссозданы большие и малые  бамбиры). Он соединил их друг с другом и породнившиеся отдельные инструменты народов Востока представил всему музыкальному миру в гармоничном союзе своего оркестра. Под его бессменным (41 год)  руководством ансамбль обрел изысканную исполнительскую манеру, богатое звучание. Созданный Арамом Мерангуляном ансамбль  не имел  границ для развития музыкального искусства».

Арам Мерангулян. Хошма «Горы Родины моей», исполняет солист О.Бадалян. Ансамбль народных инструментов Государственного телевидения и радиовещания Армении им. Арама Мерангуляна. (Почему бы Армении не сделать это произведение Гимном армянского народа. Эта музыка и есть Гимн Армении. - Прим.изд.). Приобрести

Свои впечатления об Араме Мерангуляне, как о дирижере, рассказывает американский публицист Огсен Сарьян в газете «Вестник» Ереван 1962 год. «Я был в прошлом году в Ереване и посетил ансамбль Арама Мерангуляна во время его репетиции. Я был удивлён и  ошеломлён... Сон ли это или действительность?» - рассказывает  он -  «передо мной сидит прославленный руководитель. Его  жест - и в исполнении коллектива зазвучала танцевальная музыка из балета «Мармар» Эдгара Оганесяна. Дивная мелодия, безупречное исполнение». В тот день в честь американского публициста Огсена Сарьяна в репетиционном зале был дан концерт, на котором был исполнен целый ряд номеров. После, публицист вдохновенно добавляет: «Я растроган, и хочу выразить слова благодарности солистам оркестра Арама Мерангуляна и всему коллективу за  выступления в мою честь. Ничего подобного мне никогда не было представлено в США, где существует армянская диаспора». «Немыслимо  описать ту безграничную любовь и авторитет, которые сопутствуют ансамблю  Арама Мерангуляна  в «армянском зарубежье». Нет дня, чтобы не получали письма из-за границы  на имя ансамбля Арама Мерангуляна с заявкой  на произведения из репертуара ансамбля Арама Мерангуляна. Вместе с просьбами на исполнение той или иной песни или обработки Арама Мерангуляна поступают слова сердечной признательности как солистам Арама Мерангуляна, так  и в адрес его коллектива в целом».

Несколько отходя от нашей темы, необходимо отметить, что чуть раньше, до организации Ансамбля народных инструментов под руководством Арама Мерангуляна, в 1925—1926 годах появляется восточный симфонический оркестр. Основоположником и руководителем его является педагог Ереванской студии музыки и хореографии В.Буни. Концентрируя почти все виды употребительных восточных инструментов, группируя их, В.Буни ставит себе задачей по образу оркестров европейского состава, посредством реконструкции некоторых групп восточных инструментов, расширения диапазона и создания басового состава, организовать симфонический оркестр восточного типа. Оркестр ...давал бы возможность исполнять пьесы большой художественной значимости как симфонического характера, так и разнообразные образцы массовой песни и пляски. (В.Буни хотел, чтобы оркестр из модифицированных восточных инструментов исполнял бы произведения преимущественно европейской симфонической композиторской школы. - Прим. изд.). Несмотря на восторженные отклики некоторых современников, реконструированные инструменты никакого применения в Армении не получили... (Да, и сам Саша Оганизашвили не принимал этот оркестр, считая его непрофессиональным. По его мнению этот оркестр не создан был для европейской музыки, и европейская музыка, исполняемая восточными инструментами - есть безвкусица, а, главное, для подобных реконструированных инструментов нужна лаборатория для точного создания этих инструментов. А по мнению Армена Мерангуляна, надо было привить неприязнь к восточным инструментам. Музыкальных произведений для такого специфического оркестра не было создано. - Прим.изд.).

В те годы, как мы говорили выше, многие ашуги и гусаны стали колхозниками и потеряли свой профессионализм. Привнесенный и властвующий повсюду вульгаризированный стиль тюркского пения и музицирования, явился искажением духа музыки древней арийской расы. С другой стороны, начиналась пропаганда «религии» атеизма и активное внедрение в сознание людей  «новых» течений и жанров в музыкальном искусстве. В последствии, особенно в 30-е годы ХХ века, во всех консерваториях СССР появляется монополия на музыкальное «искусство», которое захлестнуло многие композиторские умы, особенно умы композиторской молодежи.Она, подобно несмышленым детям, имитировала заданный тон. Музыка «усложняясь», становилась упрощенной. Несколько позже, во многом в «советской  музыке» - мешанина и грязь; свободные перемещения нот, неблагозвучные аккорды; вульгарный, визжащий оркестр. Бездумная и бессмысленная музыка. Постепенно к какому бы вы направлению в искусстве не обернулись, везде вы находите нежелательное влияние - разрушение традиций и обычаев. Арийская классическая музыка, а, особенно, «народная» песнь находятся под полным контролем. Композиторы по своему призванию и роду вытесняются композиторами-дельцами. Наступает забвение достижений своих предков; потеря личностного осмысления жизни. Искусство все более мельчает и становится бессмысленным. Все это - прямой путь к физическому исчезновению нации, и, возможно, и всего человечества.

Однако вернемся к творчеству Арама Мерангуляна, который, как и некоторые его современники композиторы-песенники  Армении, избежали «выхолащивания»  своего композиторского дарования.

cakcofon (5).jpg Народ слушает ашуга в селении Мовсес Шамшадинского района Армении. Фото П.Исаакяна. Музей рукописных и цифровых документов композиторов Арама и Армена Мерангулянов.  Москва.

Из статьи М.Манукяна от 8 июня 1977 года: «75 лет со дня рождения Арама Арутюновича Мерангуляна», («Справочное пособие. Ежегодник памятных музыкальных дат и событий». Москва, 1977 год, составитель Соколов Н.): «Скудность, а точнее говоря, отсутствие опыта и профессиональных традиций в этой области музыки (в начале ХХ столетия - прим.изд.) заставляло молодого руководителя упорно и неутомимо экспериментировать, вырабатывая принципы  обработок армянских народных песен и танцевальных мелодий, находить соответствующие стилистическим особенностям армянской народной музыки приемы оркестровки и аранжировки для нового по специфике ансамбля, шлифовать исполнительскую манеру. Именно с этой целью Арам Мерангулян решил закончить Ереванскую консерваторию (в 1926-28 годах он обучался в той же консерватории у профессора Саши Оганизашвили, но затем ушел из нее в знак протеста и солидарности с Сашей Оганезашвили- прим. изд.); и с 1938 по 1943 год занимается в классе композиции в Ереванской консерватории у профессора Вардкеса Таляна,  который преподавал европейскую композиторскую школу.  Сам Арам Мерангулян к этому времени был одним из основателей и преподавателем класса народных инструментов своей же Ереванской  (1926 - 1933гг).

Ансамбль народных инструментов Государственного  Радиовещания Армении под руководством Арама Мерангуляна. Ереван.  Приблизительно 30-е годы ХХ века.
Арам Мерангулян - крайний справа.

За сорок лет своей творческой деятельности композитор Арам Мерангулян остался верным самому массовому и демократическому жанру - песне. Созданные им песни и танцевальные мелодии, а также сотни его обработок народных напевов и танцев роднит лиричность и щедрая мелодичность, мягкость гармонии, доступность и близость стилистическим особенностям родного фольклора. Песни «Родные горы», «Хачатур Абовян», «Песня строителей», «Степан Шаумян», а также танцевальные сюиты «Свадебный танец» и «Анахит» уже не один десяток лет украшают репертуары профессиональных ансамблей народных инструментов. Арам Мерангулян написал также цикл песен и инструментальных номеров к поэме О.Шираза «Сиаманто и Хачезаре», музыку для кино. Руководитель крупнейшего ансамбля народных инструментов Арам Мерангулян щедро делил свой богатый опыт с молодыми композиторами, привлекая ведущих композиторов республики к созданию произведений для возглавляемого им коллектива. В течение всей своей деятельности Арам Мерангулян руководил и самодеятельным ансамблем народных инструментов при Ереванском доме Советской Армии, дал много шефских концертов в воинских частях. Большие заслуги композитора, дирижера, организатора, общественного деятеля были отмечены правительством. Он дважды (в 1939 и 1956 годах) награждался орденом «Знак почета», в 1945 году ему было присвоено звание Заслуженного артиста республики, а в 1957 году - звание Народного артиста республики. Вся творческая деятельность Арама Мерангуляна остается ярким примером постоянного, преданного и упорного служения развитию и усовершенствованию армянской музыкальной культуры».

Возвращаясь к истории создания ансамбля Арама Мерангуляна, надо отметить, что он определил ансамбль народных инструментов, основанный им, как «древний и традиционный», и не считал нужным вносить нововведения. Он не менял природу звучания восточных народных инструментов по типу европейских симфонических инструментов. «В отличие от оркестра В.Буни, принцип осуществления многоголосия достигается здесь посредством использования тембровых возможностей уже существующих древних инструментов, без их реконструкции». (Арам Кочарян: «Армянская народная музыка». Государственное музыкальное издательство Москвы. 1939 год. Ленинград).

В 1965 году, на Ереванском Телевидении состоялась телепередача под названием «Арам Мерангулян - имя, ставшее родным», в которой было много сказано о том далеком времени становления Ансамбля народных инструментов. Процитируем эту телепередачу, автор сценария Александр Ованнесович Ернджакян:  «В 1927 году продолжатели гусанского искусства -  Ансамбль Ереванского Радио под руководством Арама Мерангуляна  - в  организованном виде впервые за многие тысячелетия вышли на сцену (до того момента народные певцы и инструменталисты на сцене не исполняли своих произведений - прим.изд.); и это было судьбоносное и эпохальное событие.

cakcofon (4).jpg Пастух на пастбище играет на шви. Армения. Фото П.Исаакяна. Музей рукописных и цифровых документов композиторов Арама и Армена Мерангулянов.  Москва.

Кто мог знать, что в один день армянская народная песнь будет всеобщей собственностью, благодаря маленькому Араму, рожденному в селении Цхна Нахичевани, который в последствии стал руководителем Ансамбля. Кто мог знать, что в один день армянская народная песнь, выйдет за пределы крохотного, бедного армянского селения и, благодаря Советской власти и музыке, записанной в партитурах Арамом Мерангуляном и передаваемая по Радио Армении, распространится по всему миру; и слава армянской музыки достигнет крайних уголков земного шара. Как же змигранты из Армении будут ожидать трансляции этой музыки, чтобы вспомнить о Родине!

Жизнь  вмиг изменилась. Открылись рабочие клубы, организовались самодеятельные группы... Об этих годах более, чем кто-либо, может сказать глубокоуважаемый Арам Мерангулян. Просим мастера несколько слов рассказать о музыкальной жизни столицы Армянской ССР тех лет. Арам Мерангулян: «Тар и кяманча, как народные инструменты, в первый раз получили право подняться к нам на сцену только после установления советской власти. И вот, в конце 1921 года в первый раз Александр Александрян с группой самодеятельных народных инструментов организовал такой концерт. Это было полное совершенное  празднество...». Профессиональный же ансамбль народных инструментов, в котором участвовали одни только профессионалы был создан впервые Арамом Мерангуляном. Он является самым старым музыкальных коллективом Армении...».

cakcofon (10).jpg Иосиф Виссарионович Сталин (1878/1879-1953).










Арам Мерангулян создал свое музыкальное направление в противовес музыке Европы и отличное от нее. Композитор, основоположник гармонии и полифонии, многоголосия в армянской оркестровой музыке народных инструментов, своим масштабным наследием доказал, что вся музыка, в том числе и Закавказья, искусственно была разделена на «квартиры» с присвоением каждой из них своего «лейбла» - «грузинская», «азербайджанская», «армянская», «персидская» и т.д. музыка - с целью разрушения традиций арийской музыки. По этой причине его наследие было почти уничтожено в 70-х годах ХХ века, а семья разрушена.

Им сочинены более восьми десятков песен, около 600 вокально-инструментальной и чисто инструментальной музыки. Его музыка состоит из малых и крупных музыкальных форм. Помимо своих сочинений он переработал и воссоздал обширное наследие армянской народной музыки. Создал более четырех сот переработок народных, гусанских, ашугских мелодий, а также произведений советских и других композиторов разных народов.

Вся жизнь Арама Мерангуляна была связана с основанным им крупнейшим коллективом – Ансамблем народных инструментов Государственного Комитета радиовещания и телевидения Армении, в котором  в течение десятков лет росла и развивалась целая плеяда, именитых певцов, музыкантов, солистов. Великолепие этого столь прославленного коллектива было связано с жесткостью и суровостью характера руководителя Арама Мерангуляна и его беспощадным отношением к своим подчиненным. За малейшую погрешность исполнительской культуры, тремоллирующее пение Арам Арутюнович беспощадно гнал из своего оркестра. Замечания его были резки, болезненны и справедливы. На него не производили никакого впечатления  ни виртуозность солистов, ни эффектность их игры, которые могли бы воздействовать на слушателей. Он требовал от всех культуры звукоизвлечения, глубины, мягкости и благородства исполнения. Исполнитель должен был слушать себя, что он исполняет. Все понимали справедливость и истинность его замечаний. Они также понимали, что Мерангулян - истиный знаток, владеющий тайнами, секретами армянской музыки. Всем было достаточно одного лишь его пристального взгляда поверх очков, или замечания, которое могло быть адресовано к любому члену его Ансамбля и быть «убийственным».

«Если бы я знал столько народных мелодий, сколько знаешь ты, то давно бы сочинил оперу» - признавался Араму Мерангуляну его родственник по материнской линии (Маркарит) Арам Хачатурян после одной из Московских декад Армянского искусства.

 

 

Супруга Арама Мерангуляна - Анахит.

   Супруга Арама Мерангуляна - Анахит (1905-1991 годы).

Арам Мерангулян - Армен Мерангулян. Танец «Анахит».
Арам Мерангулян посвятил один из своих изящных танцев супруге Анахит.
Армен Мерангулян в свою очередь на мелодию деда написал Арию Вифлеемской Звезды в опере «Царица Небесная Мария» и посвятил ее своей бабушке Анахит и своей жене Марине.
Вифлеемская Звезда. Солистка Алиса Гицба. Партия фортепиано Армен Мерангулян. Приобрести

 

В  дом Мерангуляна со всех концов Армении шли народные певцы - ашуги и гусаны. Шли именно к нему, потому, что знали, кроме Мерангуляна им никто не сможет помочь.

Обычно в какие-то дни супруга Арама Мерангуляна Анахит открывала двери их дома, и певцы, сняв у порога свою обувь, входили в благословляемый ими дом. Они привозили из деревень свои скромные дары: лаваш, сыр, яйца, мацун… За такие «подношения и гостинцы» Арам Мерангулян мог выгнать из своего дома любого без исключения человека, и потому, зная его характер, они втайне передавали свои дары хозяйке дома Анахит,  бесшумно проходили мимо него в другую комнату, тихо садились в кресла, терпеливо ожидая, пока Арам закончит работу над своими партитурами.

Отойдя от работы над своими сочинениями, Арам Арутюнович долгими часами терпеливо вслушивался в их, на первый взгляд, неказистое, корявое пение, просил десятки раз повторять их одну и ту же фразу. А так, как гусаны каждый раз пели всё по-разному, Арам Арутюнович тщательно отбирал все эти музыкальные фразы, отбирал зерно их творчества, взращивая затем то, что виделось ему одному. Мелодии постепенно кристаллизовались под его пером, облекаясь в благородные гармонии, аккорды, созвучия, полифонию, приобретая  стройность, строгость и лиричность его письма. Подписывая все свои рукописи, Арам Мерангулян никогда не заставлял объявлять по радио и телевидению свое авторство. «Папа, а почему ты не указываешь свое авторство? Ведь, после того, как твоя рука прикоснется к их «вытью», ничего от них не остается - это совершенно другие произведения...», - так говорит сын Арама Мерангуляна - Александр (по метрике Адольф). Здесь уместно опять напомнить читателю, что Арам Мерангулян был внуком «блаженного» Мерангули. Созданные им произведения звучали по радио и телевидению, исполняемые знаменитыми, имеющие многие почетные звания и награды, народными певцами - представителями мерангуляновской вокальной школы, - но объявлялись эти произведения под именами ашугов и гусанов, которые к тому историческому времени зачастую не знали грамоты. (Такое благородное и бескорыстное служение Арама Мерангуляна «родной коммунистической партии», возможно, и было похвально, если бы не то обстоятельство, что этим фактом воспользовались позже, после смерти Арама Мерангуляна, те фальсификаторы, которые беззаконно уже много лет нарушают авторские права выдающегося композитора. Да, и самому композитору, личности творческой, имеющему не мелкий текущий, практический ум, а ум творца, видимо, кто-то «вовремя» подсказал не объявлять свое имя автора. Называя при этом композитора «неутомимым тружеником» и «мастером», кто-то со знанием дела, играя в «долгую», руководил дальнейшей судьбой его творческого наследия... Прим. Армена Мерангуляна).

 

Арам Мерангулян (крайний справа)  с оркестрантами своего Ансамбля народных инструментов. Слева от Арама Мерангуляна  - его сын - Александр Мерангулян.  

 

Арам Мерангулян развивал музыку курдского народа, венцом этого явилась армяно-курдская опера «Сиаманто и Хачезаре» по одноименной поэме О.Шираза на курдский сюжет. Газета “Аршалуйс” №11 (2312) от 27 января 1967 г. об этом произведении писала: “Если Арам Мерангулян ничего другого не создал бы и оставил армянскому народу одну только эту музыку, то и в этом случае он заслужил право сесть за стол самых именитых композиторов современности”.

Значительны его заслуги в армейской музыке и кино. Им созданы двадцать шедевров к телевизионному фильму «Саят-Нова» (в дальнейшем на нашем сайте будут выставлены эти произведения). «Украшением репертуара оркестра народных инструментов им.Арама Мерангуляна стали также созданные им многочисленные переработки музыки великого певца-ашуга Саят-Новы (Арутюна Саядяна 1712-1795)». Сейчас нет ни одного человека, который мог бы сказать и знать, под какие мелодии пел свои стихи легендарный закавказский ашуг Саят-Нова. И никто не слышал ни одной мелодии, которую мог бы сочинить сам Саят-Нова. Грузино-армянская школа последователей Саят-Новы, на которой заметно влияние армяно-персидской школы раннего периода, была основана в 50-е  годы ХVIII века и прекратила свое существование в конце XIX века.

Арам Мерангулян. Транскрипция, переработка, гармонизация и оркестровка макама «Увели любовь мою». Специально слова к этой мелодии написал поэт А.Исаакяна. Исполняет солистка О.Амбарцумян. Ансамбль народных инструментов Государственного Комитета телевидения и радиовещания Армении им. Арама Мерангуляна. Дирижер Арам Мерангулян.

Своими произведениями и обработками, транскрипциями, переработками,  особым оркестровым,  гармоническим и полифоническим стилями Арам Мерангулян создал национальную композиторскую школу, и показал, как армянским композиторам надо писать современную музыку, оставаясь при этом национальными композиторами.

Привнесенная им музыкальная культура: благородные мягкие гармонии; полифония; сложные мелодии; высокая техника оркестровки, великолепная школа вокального искусства - все это способствовало рождению целого направления в музыке, и преобразовало армянскую народную музыку в высокий музыкальный жанр. Его музыка – это своеобразный пласт музыкального искусства. Благодаря древним восточным инструментам, а также своей музыке и композиторскому дару Арам Мерангулян нашел путь к сердцу народа и долгие годы с 1926 по 1970 годы его музыка лилась из всех окон по всей Армении, каждый день - утром, днем и вечером по радио и телевидению... Песни его были всеобщей собственностью народа, известными и принадлежащими каждому.

 

4569.jpg Самый старый музыкальный коллектив Армении ("мерангуляновский" состав). Заслуженный Ансамбль народных инструментов Государственного Комитета радиовещания и телевидения Армении им. Арама Мерангуляна. Фотография конца  50- х годов ХХ века. Ереван. (Третий слева - композитор Арам Арутюнович Мерангулян).










4679.jpg Самый старый музыкальный коллектив Армении ("мерангуляновский" состав). Заслуженный Ансамбль народных инструментов Государственного Комитета радиовещания и телевидения Армении им. Арама Мерангуляна, Фотография  1962 года ХХ века. Ереван.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Его композиторская школа не была создана искусственно "музыковедами" и "искусствоведами". Арам Мерангулян долгие десятилетия выверял её на чувствах народа, гастролируя со своим коллективом из деревни в область, из города в район, по одному и тому же кругу, изо дня в день, в течение почти полувека (47 лет). Арам Мерангулян постепенно узнавал и совершенствовал свою работу. И работал, прежде всего, для одобрения людей провинции. Он облагораживал и делал морально высоким искусство народа. И его творения народ воспринимал, узнавал, прислушивался к ним, любил. Музыка, созданная им становилась «душой» народа и его «собственностью».

“Традиции, созданные им в этой области музыки, и по сей день являются основополагающими”. (Армянская Советская Энциклопедия. Том 7. Ереван 1981 год. Академия наук Армянской ССР). Арам Мерангулян создал армянскую национальную классическую музыку.

Арам Мерангулян. Транскрипция, переработка, гармонизация и оркестровка народной песни «Горы умолю я». Исполняет солистка О.Амбарцумян. Ансамбль народных инструментов Государственного Комитета телевидения и радиовещания Армении им. Арама Мерангуляна. Дирижер Арам Мерангулян. Приобрести

Биографические сведения об Араме Мерангуляне, 1954-1967 годы: «Арам Мерангулян помимо своих (около 600 оригинальных произведений), создал 400 и более переработок, оркестровок мелодий гусанов, ашугов, сазандари. Он создал также оркестровки, обработки, переработки музыки разных композиторов для репертуара возглавляемого им коллектива - Заслуженного Ансамбля народных инструментов Государственного Комитета радиовещания и телевидения Армении, таких, как: Александр Александрян, Антон Майлян, Гусан Ашот, Никогаёс Тигранян, Армен Тигранян, Мартын Мазманян, Никол Галантерян,  Гюмреци, Р.Меликян, Гурген Мирзоян,  Эдвард Мирзоян, Гусан Аваси, Анушаван Тер-Гевондян,  Н. Буниатян,  Гусан Ширин,  Сагдарян,  Кара-Мурза, Александр Спендиаров, Сергей Бархударян, Степан Джербащян, Геворг Арменян, Антон Майлян,  Гусан Шерам, Гурген Хостикян, В.Котоян, З.Согомонян, Василенко, Юп Суп Тип, Перперян, Комитас, О.Баланчивадзе,  Ст. Демурян, Х.Аветисян,  Альберт Мантаканцар, Владилен Бальян, Ар.Сатунц, Григкор Ахинян. Х.Хазарян, Ашот Сатян, А. Сатунц, Э.Хагагортян, В.Талян, Мтруб, Арам Кочарян, Арам Хачатурян, Муранашвили, Гр.Сйуни, Армен Тигранян, поэт Ов. Туманян, Гюрджи-Наве, Саят-Нова, С.Рустамов, Г.Егиазарян, Мартын Мазманян, Мушег Агаян, Михаил Глинка,   К.Шакарян, и многих, многих  других,  а также зарубежных славянских композиторов и композиторов советского периода. В этом перечне композиторов особенно выделяется композитор и дирижер Степан Джербащян. Музыкант, обладающий тонким вкусом, он способствовал обогащению репертуара Ансамбля народных инструментов.

Город Ереван, проспект Сталина, 91, под.2, кв.18. Мемориальная доска на доме Арама Арутюновича Мерангуляна (1899/1902-1967), в котором он жил и работал с 1941 по 1967 годы

Также можно процитировать газету «Советская Армения» от 18 марта 1978 года, статья композитора Владилена Баляна: «Служение песне народа», посвященная 50-летней годовщине Заслуженного Ансамбля народных инструментов Государственного Комитета радиовещания и телевидения Армении им. Арама Мерангуляна.  «Для этого ансамбля, столь любимого со стороны народа, писали композиторы и советского периода (до 1977 года): Арам Мерангулян, Арам Хачатурян, Александр Александрян, Степан Джербащян, Геворг Арменян, Альберт Мандакумян, Грикор Ахинян, Хачатур Аветисян Григор Егиазарян, Арно Бабаджанян, Александр Арутюнян, Александр Аджемян, Эдвард Багдасарян, Роберт Петросян, Юрий Хазарян, Гегуни Чтчян и многие другие новые композиторы, чье искусство уже полвека (1927-1977) принадлежит народу».

Статья «Биографические сведения об Араме Мерангуляне», 1954 год, г.Ереван: «Большое место в творчестве самого Арама Мерангуляна уделено воскрешению музыки гусанов и ашугов: Мискина Бурджи (19 век);  Ширина  (19 век);  Дживани (1846-1909). Также гусанов советского периода: Шерама (1857-1938); Аваси; Ашота; Шагена; и многих других. Арам Мерангулян создал оркестровые традиции музыкальной части всего Саят-Новы (1712-1795).  Он, вкладывая своё мастерство, талант, душу,  создавал из них звезд; давал жизнь и широкое признание, имя не только гусанам и ашугам, но и талантливым мелодистам из народа: Азату Хакобяну, Данту Торьяну, Даниелу Хазаряну и целому ряду других авторов-самоучек. (О дальнейшей судьбе этих произведений см.ниже - прим.изд.).

...Из нынешних музыкантов Радио 90% выросли и воспитывались в Ансамбле народных инструментов, и большая часть из них считаются лучшими руководителями самодеятельных музыкальных коллективов республики, которые также самостоятельные творцы. Целый ряд певцов и певиц, а также музыкантов-исполнителей обрели всенародную известность, когда они стали работать с Ансамблем народных инструментов, подготавливать свои программы и выступать. Росли и воспитывались многочисленные профессиональные и самодеятельные певцы, которые работают в различных ансамблях народных инструментов нашей республики. Сейчас ведется работа и в скором времени выступят с концертами с Ансамблем народных инструментов молодые многообещающие певцы: Рубен Матевосян, Вазген Акопян, и курд - Косбаба Хдо».

Из книги Армена Мерангуляна: «Арам Мерангулян и его эпоха». Глава: «О трудовой деятельности и некоторые автобиографические заметки Арама Арутюновича Мерангуляна на 1962 год, к его 60-летию со дня рождения».

«В этом году исполняется 60  лет со дня моего рождения и 40 -летие трудовой деятельности, из которых 35 лет я проработал на Радио и Телевидении. За долгие годы работы на Радио и Телевидении (с 1926 года) в руководимом мною коллективе выросли и воспитались многие певцы, певицы, и музыканты солисты-инструменталисты.

Представили вокальной школы Арама Мерангуляна.

Примадонны: Шохик Мкртчян н.а. Арм.ССР - меццо - сопрано; Аракси Гйюлзадян н.а. Арм.ССР - сопрано; Офелия Амбарцумян н.а. Арм.ССР - лирико - драматическое сопрано;

премьеры (первые исполнители новых произведений): Ованес Бадалян н.а. Арм.ССР высокий баритон; Норайр Мнацаканян н.а. Арм.ССР баритон; Рубен Матевосян н.а. Арм.ССР - тенор;

ведущие солистки: Ашхен Ованисян - колоратурное сопрано; Марго Ростомян (Карапетян) - сопрано; Люсик Кошян - лирическое сопрано; Цохик Кёсабабян  - спинто сопрано; Маник Долгорукян - меццо сопрано; Вардуи Хачатрян - н.а. Арм. ССР - драматическое сопрано; Ася Камалян - лирическое сопрано; Маргарит Шагинян - сопрано; Флора Хоренян - з.а. Арм ССР - лирико-драматическое сопрано, и многие другие;

ведущие солисты: Гурген Галоян (погиб в Великую Отечественную войну) баритон; Вагаршак Саакян н.а. Арм.ССР - тенор; Вазген Акобян - бас- баритон; Косбаба Хдо - курдский певец - тенор; Геворг Иванян - баритон; Вардан Самвелян - колоратурный бас; Вахаршак Мамиконян - тенор, и многие другие;

приглашённые солисты: Шара Талян - н. а. Арм ССР; Арменак Тер-Абраамян - н. а. Арм ССР; Аваг Петросян - н. а. Арм ССР;

 

 

Представители инструментальной школы Арама Мерангуляна. Выдающиеся инструменталисты: Согомон Сейранян - кяманча; Левон Мадоян - най (дудук); Ваче Овсепян - най (дудук); Марьгарь Маргарьян - най (дудук, лучший из солистов).
 

Песнь «Не проси меня». Солист Ваче Овсепян - най (дудук). Приобрести

 

 

Представители вокальной и инструментальной школы Арама Мерангуляна. (Слева направо): Стоит - Гурген Галоян - певец (погиб в Великую Отечественную войну); сидит - Л.Карахан - кяманчист; Арам Мерангулян - сидит третий слева; справа от Арама Мерангуляна сидит Согомон Сейранян - тарист;  Зига - кяманчист; Аршавир Фирджулян; Опян Ншан - канонист. Ереванский Радиоузел. Довоенная фотография.

 

приглашённые солистки: примадонна, оперная певица Гоар Гаспарян - н. а. СССР; Люсин Амара - примадонна Метрополитен опера - Нью-Йорк; Лили Чухазян -  примадонна Метрополитен опера - Нью-Йорк; Белла Дарбинян  - эстрадная певица. (По настоянию Арама Мерангуляна она стала петь музыку армянских гусанов прим.изд.).

Телевизионный сценарий, 1965 год, автор Александр Ованнесович Ернджакян. «Имя, ставшее родным»: «До последнего времени Белла Дарбинян была известна, как эстрадная певица. Она не поверила бы, что может стать одной из лучших исполнительниц народных песен. И вот, после исполнения песни гусана Ашота «Любовь без тебя» (переработка и оркестровка Арама Мерангуляна),  Белле Дарбинян стало ясно, что она действительно полностью себя оправдывает только в этом жанре. И это, несомненно, благодаря Араму Мерангуляну, который раскрыл миру эту скрытую сторону исполнительского искусства певицы. Тоже самое можно сказать про певца Рубена Матевосяна. Араксия Гюльзатян привела к Араму Мерангуляну молодого Рубена.  «Пой, сынок, - сказал Арам Арутюнович - не волнуйся...». И спел Рубен. Песнь, как родник, журчала чисто и прозрачно. Растроган был мастер: - «Живи долго сынок..., как горный воздух чист твой голос...».

После смерти Арама Мерангуляна из многочисленных новых солистов Ансамбля народных инструментов наибольшую индивидуальность имели:  Раффи Ованнесян - н.а. Арм. ССР - драматический тенор, 1970-1980; Флора Мартиросян - з. а. Арм. ССР - контральто, 1980-1990». (По мнению Армена Мераенгуляна  - прим. изд.).

Представители инструментальной школы Арама Мерангуляна.

Выдающиеся инструменталисты: Согомон Сейранян - кяманча; Левон Мадоян - най (дудук); Ваче Овсепян - най (дудук); Марьгарь Маргарьян - най (дудук, лучший из солистов);

инструменталисты: Найчи ( дудукисты); Маргар Маркарян; Хачатур Хачатрян (ушёл на фронт);

срингаары (свирельщики): Микайел Алимян; Андраник Аскарян;

канонисты: Гарегин Ханикян; Завен Терьмиджян; Анжела Атарбекян; Ншан Опян (ушёл на фронт);

таристы: Андраник Буниатян (погиб в Великую Отечественную войну); Левон Арутюнян; Александр Саргсян; Согомон Сейранян; Грант Торосян (ученик Согомона Сейраняна); Арам Никогосян; Шаэен Бегларян; Шмавон Товмасян; Ашот Гаспарян (ушёл на фронт); кяманчисты: Фирджулян Аршавир; Аршавир Сухудян; Арташес Хачатрян (в 1962  стал композитором); Арам Мигранян; Норайр Ованисян; Хачатур Нерсисян (ушёл на фронт); Карахан;Зига; Ншан Опян;

удисты: Карапет Аристакесян.

И целый ряд других музыкантов, которые считаются основными кадрами ансамбля. Их большая часть была лучшими руководителями самостоятельных самодеятельных коллективов Армянской ССР (А.Никогосян,  А.Мечинян,  К. Акиц).

Женский хор Ансамбля. Концертмейстеры Ансамбля: Артём Мичханнян, Оник Параджанян. Директор Ансамбля - Каро Аристакесян. Дирижеры и художественные руководители Ансамбля народных инструментов Государственного Комитета радиовещания и телевидения Армении имени Арама Мерангуляна: композитор Арам Мерангулян 1926-1967; композитор Армен Мандакумян 1967 - 1972; композитор Степан Джербащян 1972-1975; композитор Манвел Бегларян 1977-1990; певец Рубен Матевосян - 1998 - 2010.

Ансамбль народных инструментов Государственного Комитета радиовещания и телевидения Армении имеет и других композиторов, пишущих для него: А.Мечинян, Ваче Овсепян,  Грант Торосян, Х.Нерсисян, песни которых имеют свое устойчивое место в репертуаре Ансамбля.

Поэты, которые писали для моей музыки: Ашот Вштуни,  Сармен, Ованнес Шираз, Сильва Капутикян, Ваан Арамуни, Ашот Граши, Ованнес Гукасян,  Мкртич Корйюн, (Аветик Исаакян - прим. ред.)  и др.

 

Декада Армянского искусства и литературы в городе Москве, в 1956 году. После посещения МГУ. Третий слева - Арам Мерангулян; рядом справа от него - певица Офелия Амбпрцумян; за ней дочь Арама Мерангуляна - Аида; далее, на переднем плане - супруга Арама Мерангуляна - Анахит; за нею стоит директор Ансамбля народных инструментов - Каро Аристакесян, и справа от него - его супруга Сильва.

Армен Мерангулян, опера «Царица Небесная Мария. Фрагмент из Арии Богородицы «Тебе предалась, о Тебе помышляю». Эта ария написана на дивани  Арама Мерангуляна «Ты, для меня» из его оперы «Сиаманто и Хачезаре». Партия фортепиано - Армен Мерангулян, иллюстратор - Алиса Гицба. Приобрести

 

В 1939 и 1956 годы, Ансамбль участвовал на Декадах Армянского искусства и литературы, которые состоялись в Москве  - в Колонном Зале Дома Союзов СССР и в Государственном Академическом Большом театре СССР, где присутствовали И.В.Сталин и А.И.Микоян,

cakcofon (8).jpg Иосиф Виссарионович Сталин (1878/1879-1953).










которые аплодировали Ансамблю с поднятыми над головой руками». Выдающийся дирижер Большого Театра СССР Голованов Николай Семенович (1891-1953), (русский композитор, дирижер. В 1948 – 1953 годах был главным дирижером и художественным руководителем московского Большого театра. Дирижерская деятельность Голованова Н.С. в Большом театре началась с 1915 года.

golovanov.jpg Главный дирижер и художественный  руководитель Большого Театра СССР Голованов Николай Семенович (1891-1953)

Он был гениальным постановщиком и дирижером почти всех великих опер, созданных русскими композиторами. Характеристика, данная ему его преемником на посту главного дирижера Большого театра Евгения Светланова:"титан дирижерского искусства"), услышав оркестр Арама Мерангуляна на выступлениях в Большом Театре, сказал: «Мне показалось, что я слышу не Ансамбль народных инструментов, а некий своеобразный дивный симфонический оркестр".

Статья «Биографические сведения об Араме Мерангуляне», 1954 год, г.Ереван: «Начиная со дня своего создания, Ансамбль народных инструментов Государственного Комитета радиовещания и телевидения Армении и до сего дня гастролировал с концертами как во всех областях нашей республики, так и в самых далеких деревнях. Ансамбль с концертами выступил в городах: Тбилиси, Боржоми, Батуми, Сухуми, Ахлкалаке, Ахацхе, Баку, Кировабаде, Рустави, Краснодаре, Ростове. В адрес Ансамбля приходят многочисленные письма из: Египта, Сирии, Персии, Америки, Франции, и других стран, где пишутся слова благодарности о концертах, которые транслировались по армянскому телевидению».

 

Заслуженный Ансамбль народных инструментов Государственного Комитета радиовещания и телевидения Армении им. Арама Мерангуляна. В годы Великой Отечественной войны ХХ века. В  центре, в гражданской одежде  - руководитель Ансамбля, композитор - Арам Арутюнович Мерангулян. В первом ряду вторая справа - Овсепян Анахит Такоровна - супруга композитора Арма Мерангуляна. В первом ряду вторая слева - Аракси Гюльзадян - солистка Ансамбля.

 

Песнь «Ты была словно пух». Транскрипция, переработка, гармонизация и оркестровка Арама Мерангуляна. Солистка Аракси Гюльзадян. Дирижер Арам Мерангулян. Приобрести

 

 

Ансамбль выступал с несколько тысячами концертов - шефских и по общественной линии, для бойцов нашей армии, трудящихся граждан и командиров. Начиная с 1932 года, в весенние, летние месяцы, когда я участвовал в Закавказских военных маневрах, которые проводились в горах и полях городов  Кировакана, Степанавана, Вазиани (Тбилисский округ), в минуты отдыха мы устраивали концерты.

Только лишь в дни Великой Отечественной войны по линии шефских концертов ансамбль организовал 1050 концертов в военных госпиталях и частях для раненых бойцов и офицеров и заработал около 130000 рублей в Фонд помощи семьям военных, ушедших на фронт.

Ансамбль провел большую работу также по общественной линии. Он имел многочисленные выступления перед работниками сельского хозяйства, промышленности, как и в учреждениях перед рабочими и служащими, так и  и перед студенчеством. За эти выступления ансамбль множество раз был удостоен почетными грамотами и благодарностями.

Целый ряд моих произведений стали любимыми песнями народа. Из них вспомним: «Родина», «Хачатур Абовян», «Степан Шаумян», танец «Анахит»; к поэме О.Шираза написанные: «Агнцы», «Семь лет», «Во сне моём», «Солнце у холодного родника». Из написанных в дни Великой Отечественной войны песни: «Герой-брат», «Возвращение», «Сестра» и др.

В 1960-1961 годах я написал музыку для фильмов «Курды в Армении» и «Дары Араратской долины», которые были высоко оценены, и демострировались в киноэкранах страны.

Кроме того, я обработал и оркестровал для Телевидения Армении целый ряд песен Саят-Новы к одноименному фильму «Саят-Нова» (20 песен), а также написал две собственные песни «О, ты душа моя» на слова Низами и «Состязание ашугов»; инструментальную музыку для народных инструментов (в том числе симфонические фрагменты и грузинскую лезгинку прим. изд.). В прошлом году я написал также песню «Родимые горы» на текст Ваана Арамуни.

 

Телевидение Армянской ССР. Прямая трансляция в эфир, 1965 год ХХ века. Ереван. Заслуженный Ансамбль народных инструментов Государственного Комитета радиовещания и телевидения Армении им.Арама Мерангуляна, На переднем плане, со спины, за дирижерским пультом композитор Арам Мерангулян. Арам Мерангулян и коллектив, основанный им, выступали в прямом эфире каждый день по радио, а с появлением телевидения, и по телевидению Армении с 1926 - 1967 годы и до времени разрушения

\

Арам Мерангулян. Транскрипция, переработка, гармонизация  и оркестровка Песни «Бездомный Мшо», исполняет солистка О.Амбарцумян. Ансамбль народных инструментов Государственного Комитета телевидения и радиовещания Армении им. Арама Мерангуляна. Дирижер Арам Мерангулян. Приобрести

 

Долгие годы, работая на Радио, я обработал и оркестровал несколько сот армянских народных песен, а также песни гусанов (ашугов, сазандаров прим. изд.), которые исполняются и по радио, и профессиональными и самодеятельными ансамблями народных инструментов, солистами -  певцами и певицами.

Для музыкального училища имени Романоса Меликяна я создал и составил «Учебник для тара», который в этом году будет издан издательством «Айпетусманнк». (О дальнейшей судьбе этого учебника см. ниже - прим.изд.). Издательство «Айпетрат» напечатал такие мои произведения, как «Хачатур Абовян», «Девушка-бригадир», «Партийная», «Песнь строителей».

В 1939 году я избран депутатом Ереванского Городского Совета. В 1957 году я избран депутатом Совета Спандарянского района.

cakcofon (2).jpg "Всем, чего я достиг в жизни, я обязан своей родной коммунистической партии" - из доклада Арама Мерангуляна на торжественном вечере, посвященного его 60-летнему юбилею в 1962 году в Ереване. Фотография середины  30- х годов ХХ века. Ереван. Высшая школа ЦК ВКП(б). (Второй ряд сверху, пятый слева- композитор Арам Арутюнович Мерангулян).










По совместительству я работал также:

С 1922 года был руководителем множества самодеятельных музыкальных коллективов при клубах, а также  создателем множества самодеятельных коллективов в Красной Армии. В 1926-1929 годы в рабочем клубе им.Томского в качестве заведующего музыкальной секцией и руководителем самодеятельной группы. В 1929-1940 годах я руководил городскими рабочими клубами и в самодеятельных кружках рабочих и служащих при учреждениях.

В 1930-1933 годах я преподавал в Ереванской консерватории на отделении народных инструментов. В 1942 - 1944 годах, и с 1950 года по 1956 год я преподавал и руководил отделением (заведующий кафедрой - прим.изд.) народных инструментов».

(Здесь можно процитировать также книгу Арама Кочаряна «Армянская народная музыка»,  Музгиз. 1939, Ленинград: «В 1926 году при Государственной консерватории Армении открывается специальный отдел народных инструментов, где в настоящее время обучается свыше 100 студентов. Учениками были педагоги и композиторы Армении, преподающие в музыкальных заведениях Армении, в том числе и музыкальных училищах и консерватории. За время существования отдела народных инструментов  его работой руководили виднейшие представители армянской народной музыки: Саша Оганизашвили, С.Александрян. А.Мерангулян. Г.Алиев. Также Арам Мерангулян был основателем кафедры специального народного класса при Музыкальном училище им. Романоса Меликяна» - прим.изд.).

(Представьте, пожалуйста, дорогой читатель, человек около 13 лет преподавал в Ереванской консерватории, был одним из активных участников и основателем кафедры народных инструментов Государственной Ереванской консерватории, но по настоящее время ни ему, ни вышеперечисленным «виднейшим» представителям армянской народной музыки не нашли места даже для скромного портрета, в отличие от тех горе-аккомпаниаторов, кому поставили мемориальные доски. И таких представителей армянской национальной «элиты» из музыкальных кругов множество, которые фактически не имеют никаких заслуг перед армянской национальной музыкальной школой, однако они отмечены памятниками, мемориальными досками и др. всевозможными почестями. Я, как бывший студент Ереванской консерватории и внук Арама Мерангуляна в течение долгих 11 лет ни разу не услышал в стенах своей консерватории, на уроках «Истории армянской музыки» у преподавателя, профессора, музыковеда Маргариты Гавриловны Арутюнян имя Арама Мерангуляна. А, что говорить о том, чтобы студенты изучали его обширное музыкальное наследие, об этом не могло быть и речи. Заведующая же кафедрой народного музыкального творчества, профессор, мой педагог по дисциплине «Народное музыкальное творчество» Марго Арамовна Брутян и вовсе отличилась тем, что за все годы моего обучения, помимо того, что она, вообще, ни разу не произнесла имя Арама Мерангуляна, она и со мной - живым его отпрыском - ни разу не заговорила. Единственное о чем она мне «поведала»  было: «Здравствуй» и «До свидания»». А на стене ее кабинета висел портрет не Арама Мерангулояна или Саши Оганизашвили, а приезжего профессора из Ленинграда Х.С.Кушнарева». Прим.Армена Мерангуляна).

Далее по тексту автобиографии Арама Мерангуляна: «Очень большую работу я провел в нашей Советской Армии. Так: в 1932-1938 годы я стал организатором и руководителем армейского самодеятельного искусства в Армянской Дивизии. (Арам Мерангулян фактически явился родоначальником армянской армейской музыки советского периода - прим. ред.).

Долгие годы по просьбе Общественного Комитета Армии, в летние месяцы я освобождался от работы  на Радио, брал отпуск за свой счет, и отправлялся в город Кировакан в военный лагерь, где продолжал руководить армейскими самодеятельными коллективами. В это время Главнокомандующий Армии был тов.Атоян, а начальник особого отдела - Иван Варданов - «Армянский Будёный», которого в дальнейшем заменил Хорен Абраамян.

В разное время 5-6 раз я с руководимыми мною коллективами ездил в город Тбилиси на Закавказскую Армейскую Олимпиаду самодеятельности для участия в ней, за что мы множество раз были отмечены почетными грамотами, незначительная часть которых я собрал и представляю Вам.

 

     Арам Мерангулян на даче в Дилижане. Армения. Начало шестидесятых годов.

Арам Мерангулян  «С негою к тебе». Переложение для фортепиано Армена Мерангуляна. Партия ф-но - Армен Мерангулян. Иллюстратор Алиса Гицба. Приобрести

 

 

 

Арам Арутюнович Мерангулян (справа, на заднем плане) в последние месяцы своей жизни (1966 год) с супругой Анаид Такоровной (справа, на переднем плане), с супругой его сына Александра - невесткой Киракосян Ларисой Андраниковной (слева, на заднем плане) и со своим внуком маленьким Арменом (слева, на переднем плане) в окрестностях г.Дилижана

Арам Мерангулян. Сахар дивани из оперы «Сиаманто и Хачезаре»: «Ты, для меня»; танец «Анахит» - фрагмент. Армен Мерангулян на эти сочинения своего деда написал арию Богородицы (Мадонна Мерангулянов) для оперы: «Царица Небесная Мария». Звучит фрагмент из этой арии в исполнении Армена Мерангуляна (партия фортепиано) и флейтистки  Ольги Отрадновой. Приобрести

 

Расскажу про действительный факт - не было во всей Армянской Дивизии ни одного солдата или командира, с которым я лично не был бы знаком. Из командиров того времени многие меня помнят и знают, в том числе нынешние армянские генералы: Саргис Мартиросян, Андраник Газарян, Нъверь Сафарян; полковники: Мушех Карапетян руководитель ДОСАФ-а, который ныне один из моих друзей; Ашот Арутюнян - начальник Дома офицеров гарнизона; начальник товарищ Байязов и многие, многие другие товарищи.

Как я уже отмечал, с 1932 по 1938 год, работал в Армянской Дивизии, а с 1938 по 1954 годы работал в п/я № 11361 воинской части и в Доме офицеров гарнизона, как руководитель армейской самодеятельности. За время моей рабочей деятельности я награждался наградами и званиями, почетным грамотами соответственно по годам.

 

      Арам Арутюнович Мерангулян (1899/1902-1967)..

Награды и звания Арама Арутюновича Мерангуляна, присвоенными Советским Правительством:

1934 Почётная грамота Закавказского Центрального Исполнительного Комитета;

1934 Главнокомандующего Армянской Дивизии (дорогостоящие подарки);

1935 Почетные грамоты от Закавказского Военного Совета;

1936 Почетные грамоты от Главнокомандующего Армянской Дивизии;

1937 Почетная грамота Закавказского Центрального Исполнительного Комитета (ценные подарки и благодарность);

1938 Всесоюзного Центра Союза ремесленников и Комитета по делам искусств - почетные грамота;

1939 Почетная грамота Закавказского Военного Комитета; 1939 Генерального Всесоюзного Совета - орден и медаль;

1940 Почетная грамота от Всесоюзного Союза искусств и Комитета работников искусств;

1943 Всесоюзных профсоюзов Центрального Комитета по делам искусств - почетные грамоты;1945 Всесоюзных профсоюзов Центрального Комитета по делам искусств - почетные грамоты;

1945 Член ВКП(б)

1945 Верховного Совета Армении - звание Заслуженного артиста Армянской ССР;

1945 Верховного Совета Армении - медаль «За трудовую деятельность»;

1945 Верховного Совета Армении  - медаль «За защиту Закавказья»; 1947 Всесоюзного Центра Союза ремесленников и Комитета по делам искусств - почетная грамота;

1948 Всесоюзного Центра Союза ремесленников и Комитета по делам искусств - почетная грамота;1949 Всесоюзного Союза художественных работников почетная грамота;

1951 № 11361 военного округа - благодарность от руководства;

1952 Работников Всесоюзного комитета по культуре - почетная грамота;

1952 №11361 военного округа - поздравления от руководства;

1955 Союз Всесоюзных работников культуры - почетная грамота;

1955 Верховного Совета Армении - почетная грамота; 1956 Всесоюзного Министерства Культуры - “Знак Отличия”;

1956 Всесоюзного Верховного Совета -  орден “Знак Почета”;

1957 Почетная грамота от Всесоюзного Радио;

1957 Верховного Совета Армении - почетное звание “Народный Артист Армянской ССР”;

1959 Главнокомандующий Ереванского Гарнизона - почетная грамота.

В тоже время Арам Мерангулян получил всевозможные благодарности от Комитета радиовещания  и целого ряда учреждений и организаций за культурное обслуживание коллективных хозяйств как его округа, так и других. Арам Мерангулян принимал активное участие в общественной жизни Армении. Долгие годы был депутатом Ереванского городского Совета  и Спандарянского районного Совета».

Подписано Арамом Мерангуляном в 1962 году». Перевод с армянского языка.

 

Государственный Комитет по телевидению и радиовещанию Армянской ССР. Репетиция Заслуженного Ансамбля народных инструментов им.Арама Мерангуляна Государственного Комитета радиовещания и телевидения Армении.1966 год ХХ века. Ереван. Справа со спины, на переднем плане композитор Арам Мерангулян (последние месяцы жизни).

 

Арам Мерангулян. Транскрипция, переработка, гармонизация и  оркестровка  песни «Гусаном зовется тот...», исполняет солистка О.Амбарцумян. Ансамбль народных инструментов Государственного Комитета по телевидению и радиовещанию Армении им. Арама Мерангуляна. Дирижер Арам Мерангулян. Приобрести

Продолжение следует.

P.S. В сети интернет в 2015 году открыто музыкальное виртуальное радио “МерангулянКультура” (http://armenmerangulianopera.com ). ООО "АрменМерангулянОпера" имеет около 200 аудиотреков  (более 24 часов музыки), которые постоянно пополняются вновь изданными произведениями композиторов Армена и Арама Мерангулянов. У этих композиторов их насчитывается около пяти тысяч во всех жанрах музыки. (К примеру, у И.С.Баха около одной тысячи произведений). Компьютерная программа установлена таким образм, что каждый раз музыка звучит в разных последовательностях, а при необходимости, можно выбрать нужный трек. Некоторые радиостанции транслирует свои передачи, для широкой аудитории, подключаясь через интернет к нашей музыкальной виртуальной сети.

Музыкальное виртуальное радио “МерангулянКультура” передает в эфир исключительно произведения двух композиторов – Арама Мерангуляна (1899/1902 -1967) и его внука Армена Мерангуляна (р.1962), объединяющих в своем творчестве музыкальные традиции народов Востока, Западной Европы и России, музыка которых являет Великую протоцивилизацию единой белой расы – Русскую Цивилизацию, представителями которой ныне являются славяне.

Произведения исполняются на древних музыкальных восточных народных инструментах под управлением Арама Мерангуляна (1926-1967), а также симфоническим оркестром Большого Театра России под управлением их главных дирижеров, и Евразийского оркестра при виртуальном радио “МерангулянКультура” под управлением Армена Мерангуляна. В записях участвовали певцы разных стран: США, Армении, России, Европы и сам автор – Армен Мерангулян. Тексты опер Армена Мерангуляна, текты песен, макамов и рангов Арама Мерангуляна звучат в записях на русском, английском, армянском языках.

Радио “МерангулянКультура” распространяет музыкальное и духовное наследие “МерангулянКультуры” в сети Интернет.

Трансляции ведутся для людей, переживших стресс, в учреждениях здравоохранения и других заведениях для облегчения физических и психических недугов и реабилитации людей.  Как свидетельствуют многие, они подсознательно вспоминают прошлое белой цивилизации и заложенные в ее природе духовно–нравственные корни, облегчающие жизнь людей.

Трансляция этой музыки хороша не только для для радиостанций, а также в парковых зонах отдыха, на открытых площадках, стадионах, на концертах на берегу моря, на фоне урбанистических построек, где большое скопление народа. Она приносит благость, духовное очищение, патриотизм, так как в основе этой музыкальной культуры, в основном, лежат религиозные традиции Русской Цивилизации - Славяно-Арийской Империи, которая простиралась от юго-востока Европы, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, включала значительную часть Северной Америки, где жили Уррусы - Русы - учителя индейцевАмерики; и многие осторова и архипелаги, а также земли Сурии - Русии - Палестины - первичной прародины проторусов - кроманьонцев; Славян-Русов Индии, Русов - Чжурдженей Китая; Русичей - Самураев - (с Амура Айны) в Японии.

Фрагмент из Тома II полного собрания сочинений Армена Александровича Мерангуляна и Арама Аруюновича Мерангуляна. ©Издательство «ООО «АрменМерангулянОпера»,  2010 год.  Серия «Библиотека АрменМерангулянОпера», УДК 781.6 + 78.089.7  078  ББК 85.31  М 52. ISBN 978-5-903167-03-6.

ПЕРЕЙТИ НА РАДИО "МерангулянКультУра"