chekcpir.jpg
Великий английский драматург Вильям Шекспир. Great English playwrigh William Shakespeare (23 апреля 1564-23 апреля 1616).

\армен и сорокин.jpg
Великий арийский композитор Армен Александрович Мерангулян.  Great Aryan composer Armen Merangulian (1962 г.)

 

Армен Мерангулян создатель английской национальной оперы. Об опере “В лунные ночи”.

Armen Merangulian the Creator of the English national Opera. About Opera “In the moonlight nights”.

 

Факсимиле В Л Н.jpg

«Опера написана по мотивам трагедии В.Шекспира «Макбет» William Shakespeare Macbeth и является первой оперой в оперном цикле Армена Мерангуляна «Видение апокалипсиса».

Армен Мерангулян. Финал оперы "В лунные ночи". Сцена: «Прозрение героев. У врат ада»

исполняют: оркестр ГБАТа России, партия фортепиано Армен Мерангулян, леди Макбет - Надежда Сердюк, Макбет - Дмитрий Трапезников, Банко - Алексей Мартынов, Геката - Яна Иванилова, первая служительница тьмы - Ольга Гречко, ангелы сатаны - Екатерина Облезова, Марина Карпеченко, Елена Селезнева

 

 

Газета «Московская Правда» «В призрачном свете Луны», 18 июля 1996 г., Н.Ончурова.

Из бездонных глубин бытия всплывает в памяти стародавнее легендарное время почти тысячелетней давности, описанное Шекспиром в трагедии «Макбет» и воскрешенное музыкой Армена Мерангуляна, чья опера «В лунные ночи» прозвучала впервые в концертном исполнении в старинном особняке Дома медиков (оркестр Большого театра, дирижер П.Сорокин).

Мягким туманом обволокли слушателей голоса струнных, и донесся, будто из старинного замка, далекий зов - началось вдохновенное волшебство искусства. Богиня колдовства Геката (Яна Иванилова) вызывала духов, «обольщающий полет» которых должен был вовлечь Макбета в гибельную вражду с миром и собой: «Пора! Малютка-дух меня зовет, вот он сидит на облаке и ждет».

Дрожащий стебелек мальчишеского голоса (Артем Гиваризов) пронизывал музыкальный поток, как мольба одинокого путника, летящая к звездам, создавая ощущение лирического единства мира. Тонко уловленный национальный колорит, мягкий аромат старины, выразительность музыкального языка позволили А.Мерангуляну органично перенести акцент с кровавой средневековой распри на внутренний мир человека, поставленного перед выбором.

О алчность к власти, жрущая без смысла То, чем живешь сама!

Этот приговор Макбету выражен в опере не патетически, а так, как это свойственно лирико-философскому дарованию композитора. Эмоциональную заразительность ритма бешеной скачки героев сквозь мглистую пустоту усиливают голоса духов  блуждающих мерцающими огоньками над гибельными болотами. В такие ночи не спят честолюбцы, готовые поставить на карту чужую и свою жизнь. Манящие голоса, выплывающие из сумеречного небытия, гипнотически завораживают слух, лишая Макбета (Дмитрий Трапезников) и Банко (Алексей Мартынов) воли, подчиняя себе, не давая услышать неотвратимо приближающуюся поступь судьбы. Великолепен квинтет героев с тремя ведьмами (Ольга Гречко, Елена Селезнева, Марина Карпеченко), встреченными на дороге, залитой белесым лживым светом луны - такова образная сила музыки, передающей и лихорадочное напряжение шотландских воинов, и власть над ними колдовской ночи.

Редчайший случай - финал оперы был повторен «на бис». Столь магически прекрасной оказалась музыка, рассказавшая о прозрении души, об извечных чувствах, терзающих человека - ненависти, любви, зависти, - унесшая благодарных слушателей в мир вымысла, так непохожего на современность и пугающе близкого ей».

Газета «Московская Правда» - «Перед судом небесным», 27 июня 1996 г. И.Шведова.

«На сцене «Геликон-оперы» прошла премьера оперы молодого композитора Армена Мерангуляна «В лунные ночи» по мотивам трагедии Шекспира «Макбет». Концертный вариант оперы на английском языке прозвучал в исполнении оркестра Большого театра под управлением Павла Сорокина и женского хора «Геликон-оперы» под управлением Татьяны Громовой. Партия фортепьяно - Армен Мерангулян. Солисты - Надежда Сердюк (леди Макбет), Яна Иванилова (Геката), Дмитрий Трапезников (Макбет), Алексей Мартынов (Банко).

По словам композитора, он исходил из своего восприятия трагедии, познакомившись с изданием «Макбета» 1903 года на староанглийском. Уйдя от исторической конкретики (действие происходит в Шотландии в середине XI века), автор написал оригинальный сценарий, в котором делает акцент на мистической стороне трагедии, выводя на первый план богиню луны и колдовства Гекату. Она недовольна ведьмами и преподает им урок «морали». Человек должен сам выбрать свой путь, и только от этого зависит его будущее. А позже он и сам поймет, что зло, посеянное им на земле, будет преследовать его бесконечно. Как и случается с Макбетом и его женой, потерявшими разум и жизнь в кровавой борьбе за власть. Наше завтра исходит из нашего вчера. Удивительно современно звучит сегодня эта тема. Почему люди так стремятся к тьме, а не к свету?

Избрав лаконичную форму (одноактная опера состоит из частей-сцен), автор и в музыке решает проблему нравственных исканий героев и их характеров эскизно. Без модной сейчас усложненности музыкального языка, опера «В лунные ночи» впечатляет гармонией и мелодичностью. Написанная в лучших традициях русской классики, не нагнетая страстей, как бы паря над сюжетом, она пленяет слушателя искренностью и теплотой чувств.

Армен Мерангулян признается, что давно очарован английской культурой. Поэтому не случайно свое произведение посвятил королевской фамилии Великобритании, а первое исполнение оперы приурочено к 70-летию Ее Величества королевы Великобритании Елизаветы II. Есть договоренность о постановке оперы в этом же составе в Лондоне, в шекспировском театре «Глобус».

Премьере оперы предшествовала запись компакт-диска. Партию леди Макбет исполнила оперная звезда из США Джудит Рубин, англичанка по происхождению. Ей очень понравилось это произведение, и она без долгих раздумий дала согласие принять участие в записи диска. Оркестр Большого театра под управлением молодого дирижера Павла Сорокина также по достоинству оценил сочинение Мерангуляна, замечательно записав диск.

По оценке самих исполнителей и судя по приему публики  - это выдающееся событие в музыкальной жизни России. Не так часто у нас проходят премьеры современных опер. Но здесь особый случай. Талантливое произведение молодого композитора произвело громадное впечатление не только на музыкантов, но и на всех находившихся в зале».

Вступление ко второму действию оперы «Царица Небесная Мария»: «Вечная музыка Вечного времени»  От автора: "Посвящаю великому английскому актеру - Леонарду Уайтингу (Leonard Whiting), который сыграл роль Человека Влюбленного в своем фильме "Ромео и Джульетта" по одноименной трагедии В.Шекспира. Этот фильм остался в вечности только благодаря личности этого честного актера. Великая благодарность от искренних поклонников таланта Леонарда Уайтинга (Leonard Whiting)..." 

исполняют:  Оркестр "АрменМерангулянОпера". Художественный руководитель Армен Мерангулян. Солист Армен Мерангулян. Армен Александрович Мерангулян. Библиотека АрменМерангулянОпера, том четвертый.

УДК781.6 + 78.089.7  078 ББК 85.31 М 52 ISМN 979-0-9003093-0-3